Тест по биологии на тему: "Как человек изменил Землю?" (5 класс). Конспект урока по биологии на тему "Как человек изменил Землю" (5 класс) Рассказ как человек изменил землю

На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определенную роль сыграл и человек.

Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы-ловушки. Животных поражали камнями, палками, копьями, стрелами, каменными топорами, деревянными дубинами... В те далекие годы живой мир планеты понес первые большие потери от рук человека.

Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие их сорта, которых никогда не было в природе.

И все это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое-где угрожающе разрастаются пустыни...

Географические открытия проложили дорогу в новые земли. Люди заселяли и осваивали многочисленные острова и целые материки. Планета казалась огромной, а ее богатства - безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Одни виды растений и животных исчезли, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Такие растения человек назвал сорняками, а животных - вредителями. Один из примеров - колорадский жук. Еще в начале XIX в. о нем никто даже и не слышал. Но когда люди стали выращивать картофель и повсюду раскинулись поля с этим растением, колорадские жуки заселили эти поля и распространились по многим странам мира, принося картофелеводам громадные убытки.

Человек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство - ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят все живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека.

Между тем в химических лабораториях «рождались» не только ядохимикаты, но и огромное количество других веществ, которых никогда не было в природе. Эти вещества и изделия из них (стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты, бутылки и многое другое), попадая в окружающую среду, загрязняют ее. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.

Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы. Название «радиоактивные» образовано от латинских слов «радиаре» - «излучать, испускать лучи» и «активус» - «деятельный». Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. У человека, подвергшегося облучению, дети тоже могут родиться больными. Причем многие радиоактивные вещества «живут» в окружающей среде очень долго: одни - несколько лет, другие - тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций. В 1986 г. на одной из таких станций - Чернобыльской (Украина) - произошел взрыв. При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнес их на огромные расстояния. Эти вещества попали в почву, в водоемы. В результате Чернобыльской аварии большие территории подверглись радиоактивному загрязнению. Тысячам людей из особо загрязненных районов пришлось переселиться в другие места. Многие заболели, умерли...

Человек действительно изменил Землю. Он сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли, подобно динозаврам, люди должны:

  • сохранить многообразие живого на планете;
  • бороться с уничтожением лесов;
  • остановить наступление пустынь;
  • защитить планету от всех видов загрязнений.

Это основные задачи, которые должно решить человечество, чтобы справиться с важнейшими экологическими проблемами. Некоторые из этих проблем мы подробнее обсудим на следующих уроках.

Три «подарка» человека самому себе и своей планете

Озоновая дыра

Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель воздуха, лак или другие аэрозоли, мы обычно не думаем, что это может нанести вред окружающей среде. Оказывается, может, и еще какой! В этих баллончиках бывают вещества, которые, попадая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает все живое от опасной части солнечных лучей. В последние годы этот слой стал заметно тоньше, а над Антарктидой он стал так тонок, что это место назвали озоновой дырой. Если озоновый слой будет разрушен, все живое на Земле погибнет.

Кислотные дожди

В школьных химических кабинетах на шкафах, где хранятся кислоты, часто вешают табличку «Осторожно!». Действительно, эти вещества при неаккуратном обращении с ними разъедают кожу, одежду, бумагу... А теперь представьте, что с неба на вас льется кислотный дождь. К сожалению, люди во многих районах мира все чаще сталкиваются с этой бедой. Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий, котельных, автомобилей. Выпадая с дождем на землю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушаются от кислотных дождей.

Парниковый эффект

В парниках на наших огородах стекло или пленка удерживает тепло. В последнее время что-то подобное стало происходить и на всей Земле. Она, кажется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и пленки в нем играет углекислый газ, которого все больше становится в атмосфере. Он выделяется при сжигании людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 млрд т топлива, при этом образуется 5,5 млрд т углекислого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление климата. Это явление назвали парниковым эффектом. Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется и вода затопит огромные площади суши вместе с полями и городами. Повсюду изменится погода, разладится работа сельского хозяйства и вся жизнь людей.

Проверьте свои знания

  1. Как влияли на природу Земли древние люди?
  2. Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?
  3. Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель?
  4. К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?
  5. Чем опасны радиоактивные отходы?
  6. Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.

Подумайте!

  1. Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.
  2. Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем?
  3. Познакомьтесь с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?
  4. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс. т. ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоемы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоемы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?

На протяжении своей истории человечество заметно изменило природу Земли. Основные задачи, которые должно решить человечество, чтобы справиться с важнейшими экологическими проблемами, - сохранение всего многообразия живых существ на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнений.

Подробное решение Раздел стр. 89 по естествознанию для учащихся 5 класса, авторов А.А. Плешаков, Н.И. Сонин 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Естествознанию за 5 класс можно найти

Вопрос 1. Как влияли на природу древние люди?

Древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определенную роль сыграл и человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы-ловушки. Животных поражали камнями, палками, копьями, стрелами, каменными топорами, деревянными дубинами... В те далекие годы живой мир планеты понес первые большие потери от рук человека.

Вопрос 2. Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?

Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие их сорта, которых никогда не было в природе.

И все это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое-где угрожающе разрастаются пустыни...

Вопрос 3. Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель?

Географические открытия проложили дорогу в новые земли. Люди заселяли и осваивали многочисленные острова и целые материки. Планета казалась огромной, а ее богатства - безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Вопрос 4. К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных и природе веществ?

Человек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство - ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят все живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека.

Между тем в химических лабораториях «рождались» не только ядохимикаты, но и огромное количество других веществ, которых никогда не было в природе. Эти вещества и изделия из них (стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты, бутылки и многое другое), попадая в окружающую среду, загрязняют ее. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.

Вопрос 5. Чем опасны радиоактивные отходы?

Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы. Название «радиоактивные» образовано от латинских слов «радиаре» - «излучать, испускать лучи» и «активус» - «деятельный». Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. У человека, подвергшегося облучению, дети тоже могут родиться больными. Причем многие радиоактивные вещества «живут» в окружающей среде очень долго: одни - несколько лет, другие - тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций. В 1986 г. на одной из таких станций - Чернобыльской (Украина) - произошел взрыв. При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнес их на огромные расстояния. Эти вещества попали в почву, в водоемы. В результате Чернобыльской аварии большие территории подверглись радиоактивному загрязнению. Тысячам людей из особо загрязненных районов пришлось переселиться в другие места. Многие заболели, умерли.

Вопрос 6. Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.

Важнейшими экологическими проблемами являются:

сохранение многообразия живого на планете;

уничтожение лесов;

опустынивание;

загрязнение различными видами отходов.

Вопрос 7. Рассмотрите рисунок на странице 157 учебника (внизу), на котором художник изобразил озоновые дыры. Определите, над какими участками земного шара они образовались.

Озоновые дыры образовались над Антарктидой, позднее ученые обнаружили истончение озонового слоя и над Арктикой.

Вопрос 8. Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.

Предотвращение озоновых дыр

Вопрос 9. Оцените возможность своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем.

Прежде всего нужно начать с самого себя. Не стоит выбрасывать мусор в лесах, на берегу реки или озера. Стараться поддерживать порядок на своем рабочем месте и у себя дома. Не ломать ветки деревьев, не уничтожать мелких животных и насекомых.

Вопрос 10. Познакомьтесь с материалом учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?

Как бороться с кислотными дождями?

Бороться с самими осадками практически невозможно. Выпадая на огромных территориях, кислотные дожди наносят значительный ущерб, и конструктивного решения этой проблемы нет.

Другое дело, что в случае с кислотными дождями критически необходимо бороться не с последствиями, а с причинами такого явления. Поиск альтернативных источников добычи энергии, экологически безопасный автотранспорт, новые технологии производства и технологии очистки выбросов в атмосферу – неполный список того, чем обязано озаботиться человечество, чтоб последствия не приобрели катастрофический характер.

Предотвращение озоновых дыр

Российские физики предложили уничтожить сам источник разрушения озона, организовать глобальную очистку атмосферы от фреонов, воздействуя на нее микроволновым разрядом. Для этого можно использовать микроволновые пушки, выпускаемые оборонной промышленностью. Предлагается и такой вариант - получить озон искусственно. Для этого уже разработаны методы, которые с помощью электромагнитного излучения, электрических разрядов, лазерного излучения, в результате фотодиссоциации кислорода будут способствовать образованию озона.

Разработано воздействие на стратосферу в районе озоновой дыры в Антарктиде с применение этана и пропана, которые будут связывать атомарный хлор, разрушающий озон, в пассивный хлористый водород. Все это, в конечном счете, даст возможность уничтожить озоновые дыры в околополярных областях и сохранить озоновый экран, а значит, и земную цивилизацию.

Методы борьбы с глобальным потеплением

Предлагаются два основных метода борьбы с глобальным потеплением: радикальное сокращение выбросов в атмосферу и геоинженерные методы. На сегодняшний день совершенно непонятно, что более реально сделать: сократить выбросы или ускорить развитие биоинженерных методов, хотя на данный момент нет ни одного удачного метода их применения. При этом путь радикального сокращения выбросов уже доказал свою нереалистичность.

Вечная мерзлота как источник парниковых газовВечная мерзлота как источник парниковых газовГеолог Елизавета Ривкина о запасах метана в вечной мерзлоте и увеличении среднегодовой температурыПодписанный в 1997 году Киотский протокол строился на различных сценариях. Но на данный момент мы уже перевыполнили самый пессимистичный из предложенных сценариев. В первую очередь это связано с ускоренным развитием стран третьего мира и прежде всего Китая. Если в 1990-е годы экономическое развитие КНР шло в русле сценария Киотского протокола, то в 2000-е годы темпы экономического развития Китая резко возросли. Китаю понадобились дополнительные энергетические ресурсы, которые они смогли найти только в собственном угле. А уголь - самый крупный поставщик CO2 на единицу продукции, поэтому мы и не смогли удержаться в рамках заданных сценариев. Сейчас, когда Киотский протокол потерпел фиаско, мы оказались в растерянности: оказалось, что мы не можем договориться между собой. На данный момент вместо Киотского протокола существует только Копенгагенский аккорд, то есть добровольные обязательства стран по контролю за выбросами, но этот документ даже не принят на официальном уровне, и, даже если эти обязательства будут соблюдаться, это все равно кардинально не изменит ситуацию.

Второй путь - это биоинженерные методы. Одним из этих методов является закачка CO2 в шахты. Такие установки уже создаются, но пока ни одна из них не заработала. В 2009 году был проведен другой эксперимент - была предпринята попытка увеличить биопродуктивность океана, с тем чтобы фитопланктон вбирал в себя «лишний» углекислый газ из атмосферы. Был найден участок в океане со сниженной продуктивностью из-за дефицита растворенного железа, где и был проведен эксперимент. Однако он провалился: после того как было добавлено растворенное железо, началось бурное развитие фитопланктона; по расчетам ученых, планктон должен был уходить на дно, но этого не произошло, вместо этого он пошел по пищевым цепочкам, и эффект оказался нулевым. Существуют также и экзотические методы, например увеличение отражательных способностей стратосферы с помощью специальных аэрозолей.

Вопрос 11. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тысяч тонн ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоемы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоемы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?

Ежегодно в водоемы попадает 50 тыс. тонн ядохимикатов, это безусловно оказывает плохое воздействие на природное сообщество водоемов, ведь все их обитатели будут заражены. Конечно это сказывается и на здоровье людей, ведь эту воду мы возможно и будем пить,а та рыба из этих водоемов возможно попадет на наш стол.

Вопрос 12. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Мусоросжигающие заводы: за и против».

Мусоросжигательным заводом принято называть любое предприятие, перерабатывающее твердые бытовые отходы путем их термического разложения.

Утилизация отходов на всех МСЗ происходит примерно одинаково. Привезенные отбросы собираются в мусороприемник, емкость которого должна быть довольно большой, чтобы вмешать в себя объем отходов за несколько дней. Правильный бункер имеет округлую форму, облегчающую его очистку, и мощную систему откачки воздуха, предохраняющую от образования неприятного запаха и, что более важно, взрывчатых смесей. Также необходимы два разгрузочных крана для обеспечения непрерывной работы сжигателя.

Сжигатель – «сердце» завода, здесь происходит утилизация отходов, точнее их высокотемпературное разложение. Технологии сжигания мусора различаются по типу печей, в которых происходит сжигание, но процесс всегда заканчивается отправкой разогретых газов в теплообменник, где их используют для получения пара и электроэнергии. Именно на этой стадии образуются диоксины, очень опасные для здоровья и жизни человека. Далее следуют очистные сооружения – самая значимая часть всего предприятия. Их цена может превышать половину стоимости всего завода, поэтому на них всегда пытаются сэкономить.

Плюсов, как и минусов, в работе МСЗ немало. Основное их достоинство – снижение затрат на вывоз мусора и его захоронение за чертой города, ведь многие предприятия находятся либо на окраинах мегаполисов либо рядом с ними. Также заводы позволяют утилизировать значительное количество отбросов, на разложение которых в противном случае потребовались бы столетия.

Недостатки подобной технологии утилизации ТБО известны всем – это крайне негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и на здоровье человека. Сам завод, естественно, не несет опасности, а вот токсичные газы, тяжелые металлы, углекислый газ и дисперсионная пыль, попадающие в воздух, способны уничтожить все живое.

Предприятия, функционирующие в нашей стране со времен Советского Союза, не могут похвастаться отсутствием вредных выбросов. Многие из них морально устарели, а некоторые даже не подлежат модернизации. Современные МСЗ – это высокотехнологичные комплексы, использующие все передовые достижения науки и соответствующие высочайшим стандартам экологичности.

Обойтись совсем без подобных предприятий вряд ли возможно, но снизить их количество реально. Уже сегодня утилизация отходов посредством сжигания во многих цивилизованных странах сведена к минимуму. В Японии, например, практически сто процентов мусора подвергается вторичной переработке.

Если во всем мире вывоз мусора перестанет осуществляться бездумно и бесконтрольно, то нам удастся сохранить планету чистой для потомков.

Самое масштабное воздействие на Землю люди оказали за последние 65 лет. А события, произошедшие за последние 250 лет, изменили облик нашей планеты до неузнаваемости.

Ученые связали 12 индикаторов человеческого прогресса с 12 масштабными факторами, оказывающими негативное влияние на планету.

Земля является домом для человечества на протяжении многих миллионов лет. И планета менялась вместе с людьми. Вот только в последние несколько сотен лет человек стал настолько активным, что сам начал менять Землю. Зачастую — не в лучшую сторону. Для этого явления даже придумали название — «антропогенный фактор».

Исследователи, принимающие участие в Международной программе по изучению биосферы и геосферы , проследили, как менялась планета с начала индустриальной революции в 1750 году до наших дней. Именно об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Anthropocene Review.

Отталкивались ученые от предложенного в 1980 году термина «антропоцен», который обозначает геологическую эпоху с уровнем человеческой активности, играющей существенную роль в экосистеме Земли.

Они изучали различные аспекты влияния человека на процессы, происходившие и происходящие на Земле. Однако оказалось, что особого влияния человек на планету не оказывал вплоть до 1950 года, начиная с которого ситуация начала меняться коренным образом. Исследователи окрестили этот год «краеугольным камнем Великого ускорения», которое продолжается по сей день.

Под данным термином они понимают 12 факторов антропогенного характера, которым соответствуют 12 негативных последствий для планеты.

Речь идет о росте населения Земли, реального внутреннего валового продукта, прямых иностранных инвестиций, общего использования энергии, числа больших плотин, объема используемой воды, применяемых удобрений, производимой бумаги, численности городского населения, уровне развития транспорта, телекоммуникаций и международного туризма. В противовес этим процессам исследователи поставили растущий уровень углекислого газа, оксида азота, метана в атмосфере планеты, озона в ее стратосфере, повышение температуры поверхности Земли, окисление океанов, вылов морской рыбы, вмешательство в экосистему планктона, загрязнение воды азотом, уничтожение тропических лесов, использование все больших площадей для сельского хозяйства и процессы, приводящие к деградации биосферы.

Все это стало проявляться в 1950 году. А началось 15 июля 1945 года, когда США успешно испытали свою атомную бомбу.

«65 лет — это средняя человеческая жизнь. За этот срок человечество продвинулось вперед, но одновременно нанесло планете колоссальный ущерб. Что будет дальше, и представить страшно», — уверен руководитель группы исследователей профессор Уилл Штеффен .

По его словам, именно люди несут ответственность за происходящие на Земле процессы. И только в их силах планету спасти или, напротив, уничтожить. Его коллеги сходятся во мнении, что единственный глобальный успех человечества за минувшие 65 лет — это борьба с озоновыми дырами. И если оно будет действовать сообща, то можно будет справиться и с другими глобальными проблемами из числа имеющихся.

Наконец, исследователи сделали еще один важный вывод. Продолжавшаяся на протяжении 12 тыс. последних лет эра голоцен подошла к концу. Влияние «венца творения» на Землю стало настолько сильным, что пора объявить о начале антропоцена — эпохи четвертичного периода, центральным фактором которого является именно человек.

Ученые считают, что со стабильностью, которая помогала человечеству развиваться на протяжении последних 12 тыс. лет, покончено. Настала эпоха Великого ускорения — антропоцена, — и удержаться на огромной скорости люди смогут, осознав всю ответственность за процессы, происходящие на Земле. Свои выводы ученые представят в ходе Всемирного экономического форума, который пройдет в Давосе с 21 по 24 января. А вот прислушаются ли к ним сильные мира сего — вопрос совершенно иного порядка.

Данный этап развития человеческого общества примерно за 50 тысяч лет до нашей эры. Человек научился пользоваться дарами природы, это выразилось в том, что он освоил сначала собирательство, а затем и охоту. Собирательство означает, что человек способен различать различные травы, ягоды, и иные природные материалы и использовать их без какой-либо первичной обработки, просто собирая их из природной среды. Смысл же охоты заключался в том, чтобы с помощью отлова или убийства пользоваться шкурами, мехами и мясом животных. Антропогенное воздействие было минимальным. Человек все еще был вынужден приспосабливаться к дикой окружающей среде, так как она представляла для него серьезную опасность.

Веха 2. Возникновение земледелия.

Земледелие возникло на территории современной Турции примерно 12000 лет назад. Первой возделываемой культурой стала пшеница. Сегодня земледелие включает в себя огромное множество разнообразных культур, большинство которых было получено путем селекции уже существующих видов . С точки зрения антропогенного воздействия, земледелие оказало колоссальное влияние на Землю. Для его поддержания специально обрабатываются почвы, применяются искусственные и изменяются естественные оросительные системы, вырубаются леса, засыпаются или высушиваются и болота.
Именно в это время человечество начало заниматься животноводством. Еще не осознавая смысла слова «селекция», люди научились выводить и скрещивать наиболее удобные для дальнейшего использования животных (лошадей, коров и т.д.).

Веха 3. Обработка природных материалов.

К моменту появления первых крупных государств на территории юго-восточной Азии, северной Африки и Средиземного моря человек научился выплавлять металлы, обрабатывать камни, древесину и другие материалы, дарованные . Строились дворцы, дома, дороги. Человек начал осознавать свое положение в этом мире, благодаря чему развитие общества претерпело кардинальные изменения.

Веха 4. Средневековье.

Данная эпоха характерна, в первую очередь, не столь бурным техническим развитием, как было в древности, благодаря прогрессу Древней Греции, Рима, Египта, стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Человек продолжил осваивать имеющиеся в его распоряжении природные ресурсы. Но сказанное выше не означает, что средние века равнозначны эпохе застоя. Продолжали развиваться страны и государства, сформировывались новые торговые маршруты, человек продолжил освоение ранее недоступных для него уголков Земли.

Веха 5. Новое Время.

Данная эпоха ознаменовалась новым взглядом на окружающую среду и Землю в целом. Теперь человек осознал себя центром этого мира. Это вылилось в то, что Новое Время стало эпохой великих научных достижениях во всех сферах человеческой деятельности. Это качественно и количественно сказалось на человеческом воздействии на Землю. Началась эпоха Великих Географических Открытий, что привело к тому, что человеку стали доступны ранее неизвестные растения, животные, материалы. Началось активное развитие производства различных изделий. С появлением развитого мануфактурного производства можно с уверенностью говорить о зарождении массового потребления. Этого привело к росту потребляемых человеком природных ресурсов.

Новое Время также ассоциируется с активным сопротивление церкви различным новым и еретическим (с их точки зрения) идеям. Именно из-за их действий были преданы инквизиции такие великие ученые, как Дж. Бруно и Галилео Галилей.

Веха 6. Новейшее Время и XX век.

Научно-Техническая Революция, случившаяся благодаря изобретению ткацкого станка нового образца и «мартеновской» металлургической печи во второй половине XIX в., привело к возникновению массового производства. Это подстегнуло развитие капитализма, что не могло не сказаться на процессах глобализации. Землю начали окутывать транспортные сети, на карте мира появились новые города, появлялись и развивались новые типы производств. Планета стала выполнять роль скатерти-самобранки, которая может безгранично удовлетворять человеческие потребности в ресурсах. Такое варварское отношение к планете не могло не сказаться на ее состоянии. Такие явления, как загрязнение окружающей среды, глобальное потепление и изменение уровня мирового океана, не сходят с уст экологов всего мира.

Веха 7. XXI век - время осознания ошибок.

В нашем столетии человечество поняло, что не сможет вечно использовать Землю как источник ресурсов, ведь большинство из них - невозобновляемые. Человеческий взор устремился к альтернативным источникам энергии, восстановлению богатств земных недр. Новейшие технические изобретения в большинстве своем связаны не с интенсивным развитием производств, а оптимизацией созданных ранее процессов обработки материалов. Информационное общество требует себе всё новые и новые способы скоростного обмена различными данными. Сформировавшееся общество взглянуло на Землю не как на источник ресурсов, а как на дом, за которым нужен постоянный уход, внимание и забота.

Реферат К Как человек изменил Землю Н На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.


Древние времена Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей немалую роль сыграл человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы – ловушки. Животных поражали камнями, палками, копьями, стрелами, каменными топорами, деревянными дубинами… В те далёкие годы живой мир планеты понёс первые большие потери от рук человека.


Две тысячи лет назад Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие их сорта, которых никогда не было в природе. Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие их сорта, которых никогда не было в природе.


Не так давно Развитие сельского хозяйства потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота, Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое – где угрожающе разрастаются пустыни… Развитие сельского хозяйства потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота, Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое – где угрожающе разрастаются пустыни…


Экологические последствия развития человечества Географическое открытия проложили дорогу в новые земли. Люди засеяли и осваивали многочисленные острова и целевые материки. Планета казалась огромной, а её богатства безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости, На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных. Географическое открытия проложили дорогу в новые земли. Люди засеяли и осваивали многочисленные острова и целевые материки. Планета казалась огромной, а её богатства безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости, На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.


Одни виды растений и животных исчезли, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Такие растения человек назвал «сорняками», а животных «вредителями». Один из примеров – колорадский жук. Ещё в начале прошлого века о нем никто даже и не слышал. Но когда люди стали выращивать картофель и повсюду раскинулись поля с этим растением, колорадские жуки заселили эти поля и распространились по многим странам мира, принося картофелеводам громадные убытки. Одни виды растений и животных исчезли, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Такие растения человек назвал «сорняками», а животных «вредителями». Один из примеров – колорадский жук. Ещё в начале прошлого века о нем никто даже и не слышал. Но когда люди стали выращивать картофель и повсюду раскинулись поля с этим растением, колорадские жуки заселили эти поля и распространились по многим странам мира, принося картофелеводам громадные убытки.


Человек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство – ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека. Между тем в химических лабораториях «рождались» не только ядохимикаты, но и огромное количество других веществ, которых никогда не было в природе. Эти вещества и изделия из них (стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты и бутылки и многое другое), попадая в окружающую среду, загрязняют её. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами. Человек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство – ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека. Между тем в химических лабораториях «рождались» не только ядохимикаты, но и огромное количество других веществ, которых никогда не было в природе. Эти вещества и изделия из них (стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты и бутылки и многое другое), попадая в окружающую среду, загрязняют её. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.


Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы. Название «радиоактивные» образовано от латинских слов « радиаре» - излучать, испускать лучи и «активус» - деятельный. Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. У человека подвергшегося облучению, дети тоже могут родится больными. Причём многие радиоактивные вещества « живут» в окружающей среде очень долго: одни- несколько лет, другие – тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций. В 1986 г. на одной из таких станций – Чернобыльской (Украина) – произошел взрыв. Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы. Название «радиоактивные» образовано от латинских слов « радиаре» - излучать, испускать лучи и «активус» - деятельный. Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. У человека подвергшегося облучению, дети тоже могут родится больными. Причём многие радиоактивные вещества « живут» в окружающей среде очень долго: одни- несколько лет, другие – тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций. В 1986 г. на одной из таких станций – Чернобыльской (Украина) – произошел взрыв.


При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнес их на огромные расстояния. Эти вещества попали в почву в водоёмы. В результате Чернобыльской аварии большие территории подверглись радиоактивному загрязнению. Тысячам людей из особо загрязненных районов пришлось переселится в другие места. Многие заболели, умерли… При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнес их на огромные расстояния. Эти вещества попали в почву в водоёмы. В результате Чернобыльской аварии большие территории подверглись радиоактивному загрязнению. Тысячам людей из особо загрязненных районов пришлось переселится в другие места. Многие заболели, умерли… Человек действительно изменил Землю. Он сделал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны: Человек действительно изменил Землю. Он сделал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны:


Сохранить всё живое на планете; - сохранить всё живое на планете; - бороться с уничтожением лесов; - бороться с уничтожением лесов; - остановить наступление пустынь; - остановить наступление пустынь; - защитить планету от всех видов загрязнений. - защитить планету от всех видов загрязнений. Это важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству. Это важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.