Чем смазывать цепь велосипеда в домашних условиях? Чем лучше смазывать цепь велосипеда зимой, после зимы? Смазки для подшипников: виды и как выбрать

Консистенция смазок для велосипеда сравнима с кремом для сапог или зубной пастой, однако в некоторых случаях она бывает жидкой, чтобы соответствовать конфигурации аэрозоля. Обычно продаются эти средства в специальных тюбиках. Для упаковки большого объема содержимого используются баночки. Смазкой можно обработать подшипники, тросы, а также все соединения, которые крепятся с помощью резьбы.

Виды смазок для велосипеда

  1. Графитовая.
  2. Кальциевая.
  3. Литиевая.
  4. Тефлоновая.
  5. Силиконовая.

Графитовая смазка

Графитовую смазку можно приобрести в порошковой конфигурации. Обычно применяется для соединений, в которых участвуют резьбовые элементы. Это наиболее долговечная смазка для велосипеда, поэтому ее используют там, где не нужно постоянно разбирать и переделывать крепления, так как с ее помощью можно сэкономить время на частотности последующих ремонтов. При работе с графитовой смазкой необходима осторожность, так как неопытный мастер может очень быстро испачкаться.

Кальциевая смазка

Она имеет желтый или зеленый цвет, однако оттенок точно не яркий. С успехом используется для металлических поверхностей. Кальциевая смазка практически не реагирует на влагу, поэтому при попадании под дождь или после мытья велосипеда повторно смазывать детали необязательно. Предметы, которые подвергались обработке кальциевой смазкой, необходимо использовать при температуре в рамках от -30 до +50 градусов. Выходить за эти ограничения не рекомендуется.

Литиевая смазка

Обладает красным, иногда желтым цветом. Обработанные ею детали необходимо беречь от влаги, так как смазка очень быстро смывается. Даже небольшой дождь может стать причиной появления необходимости повторной обработки деталей.

Такая смазка подходит для климатических зон с низкой температурой, так как выдерживает до -50 градусов без изменения своих основных свойств. Плюсовая температура может быть любой. для велосипеда выдерживает до +150 градусов. Подвергать обработке можно любые детали, исключая все предметы, в составе которых есть алюминий.

Тефлоновая смазка

Выделяют две разновидности тефлоновой смазки. Первый продается во флакончике, из которого ее необходимо выдавливать. В нем нет дозатора. Второй вид оформлен в форме спрея, поэтому каждый может наметить себе необходимую дозу для конкретных деталей и ускорить процесс ремонта. Разница заключается только в конфигурации упаковки, а свойства оба вида проявляют одинаковые.

Тефлоновую смазку часто используют для цепи велосипеда, однако она предназначена и для других предметов. Обычно ею пользуются, когда необходимо обработать подвижные механизмы или их части. Одним из отличительных признаков данной смазки является антикоррозийное свойство, то есть после нанесения данной жидкости предметы не будут подвержены образованию ржавчины. Также данное средство помогает побороть, то есть убрать ржавчину, если коррозия проявляется на начальных стадиях. Тефлоновая смазка для велосипеда проявляет устойчивость к вредным воздействиям окружающей среды.

Она не реагирует на кислоту, щелочь, а также на соль. Когда на деталях есть достаточный слой этого средства, для них создается барьер, не позволяющий попадать на них воде и электричеству. Тефлоновая смазка для велосипеда применяется при температуре от -50 и при любой плюсовой, так как данное вещество выдерживает до +250 градусов. Она доступна для жителей любой климатической зоны.

В большинстве случаев тефлоновая смазка применяется для обработки шарниров, вилок, цепи, а также остальных элементов, которые функционируют при движении велосипеда. Разрешено применять данную смазку рядом с пластмассовыми элементами.

Тефлоновая смазка для велосипеда не вредит любым предметам и устройствам, а при необходимости легко стирается тряпкой, однако для этого материя должна быть абсолютно сухой. Она наносится на чистую и высушенную поверхность конкретных деталей. Когда используется смазка из баллончика, необходимо предварительно встряхнуть, а затем заняться дозированием вещества.

Силиконовая смазка

Продается в нескольких конфигурациях. Можно приобрести ее как в баночке, так и в баллончике. Данная смазка применяется не только для любых деталей и механизмов, но и для пластмассовых, резиновых деталей, которые при движении велосипеда подвержены трению. В случае с электровелосипедом с помощью данного средства можно смазать провода аккумулятора, чтобы обеспечить надежный барьер от грязи и воды.

Для цепи велосипеда продается в жидкой форме. Достаточно тонкой пленки, чтобы защитить детали от негативного воздействия. Нет разрушающего воздействия на элементы конструкции велосипеда, поэтому образование ржавчины невозможно. Данная смазка выдерживает температуру от -50 до + 250 градусов, при этом при любой допустимой отметке на градуснике не меняет своих свойств.

Силиконовая смазка для велосипеда в банках продается в более густой форме, чем аэрозоль. Если необходим плотный и большой слой, нужно выбрать именно эту конфигурацию. Когда происходит работа с силиконовой смазкой, никаких защитных мер предпринимать не нужно. Вещество не причиняет вреда человеку, поэтому легко смывается обычным мылом и теплой водой.

Жидкие смазки

Специальные флакончики с маслом являются универсальными и применяются для обработки многих конструкций. Жидкая смазка для цепи велосипеда незаменима, когда необходимо обработать небольшую, труднодоступную деталь, а также в тех случаях, когда в детали много выступающих углов. Простоту применения объясняет возможность обрабатывать детали с помощью шприца. Из недостатков можно выделить небольшую устойчивость к низкой температуре. Когда выбирается смазка, цена играет большую роль. Примерно можно приобрести хорошую продукцию по стоимости 300-800 рублей. В жидкой конфигурации можно найти дешевые и качественные образцы.

Аэрозольные смазки

Баллончики с распылителем помогают не только очистить предмет от ржавчины или покрыть защитным веществом, но и вытеснить ненужные элементы, воду, так как распыление осуществляется под напором. Аэрозоли отлично помогают при обработке поверхностей, поддающихся трению при функционировании. Данные смазки отлично помогают в дорожных условиях, когда возникнет срочная необходимость, а времени на ремонт или обработку деталей дается немного.

Цепь велосипеда в большинстве случаев также обрабатывают аэрозольной смазкой, однако при этом нужно контролировать струю вещества, так как нельзя допустить попадания средства на механизм тормоза или обода. Чтобы понять, какие смазки для смазки велосипеда стоит выбрать, необходимо обратить внимание на аэрозоли.

Что нужно смазывать в велосипеде?

  1. Цепь. С помощью данного элемента велосипед может передвигаться. Техническое состояние транспортного средства зависит от качества смазки, а также от ее количества и правильности нанесения. Если цепь находится в плохом состоянии, необходимо ее смазать. На это указывает появление постороннего шума при движении велосипеда.
  2. Оси С ними нужно работать аккуратно, так как от них зависит своевременность остановки транспортного средства.
  3. Роликовые колесики, участвующие в натяжении цепи. Данные элементы постоянно соприкасаются, поэтому для них смазки.
  4. Переключатель скоростей. Он производится из двух долей. Чтобы можно было самостоятельно выбирать скорость езды, необходимо регулярное смазывание данных элементов. Следует помнить, что смазка втулок велосипеда является необходимым этапом в уходе за ним.
  5. Тросики, служащие для торможения и переключения скоростей.
  6. Кареточный узел. Чем чаще его смазывать, тем лучше обеспечивается безопасность креплений.
  7. Подшипники.
  8. Амортизационная система. Чтобы она функционировала по всем правилам, необходимо вовремя смазывать переднюю вилку.

Смазка велосипеда должна осуществляться регулярно. Желательно проверять детали перед каждой поездкой и при необходимости наносить небольшой слой вещества. Следует помнить, что велосипед нуждается в этом и зимой. Чтобы он не скрипел и не покрылся коррозией, следует периодически проводить смазку всех деталей. Необходимо уделять внимание даже небольшим механизмам, чтобы не провоцировать опасные ситуации. В этом помогают смазки, предназначенные для различных деталей и погодных условий.

Если пренебрегать смазыванием велобайка, то вода и грязь ведут свою разрушительную работу. В результате велик покрывается пятнами ржавчины, а отдельные элементы велосипеда и вовсе разрушаются, и заклинивают. Велосипедная смазка, создавая на поверхности металла защитный слой, препятствует ее контакту с воздухом, тем самым уменьшая риск коррозии. Сегодняшняя статья – это ответ на вопрос: чем смазывать велосипед?

Классификация смазок для велосипеда

Все смазки для великов можно разделить на такие группы.

  • Консистентные. Надежные составы с длительным сроком службы. Они хорошо переносят жару и холода. Но наносить их непросто и, к тому же, на эти смазки быстро налипает пыль и загрязнения.
  • Жидкие. Их удобно наносить на детали велосипеда масленкой или шприцем. Такое средство без труда можно залить даже в собранный узел. Остатки состава легко вытираются. Но они не лишены и отдельных недостатков. При изменении температуры воздуха их вязкость меняется. Они быстро стекают с деталей.
  • Двухкомпонентные велосмазки.

Густые (консистентные)

Имеют пластичную консистенцию. Продаются в тубах и банках. Лучше всего применять их для медленно вращающихся компонектующих (подшипники, соединения с резьбой, рычаговые втулки). Целесообразно применить консистентную велосмазку для консервации цепи (при длительном ее хранении). Различают такие типы густых смазок.

  • Литиевая.
  • Кальциевая.
  • Графитовая.
  • Технический вазелин.

Жидкие

Жидкая велосмазка продается расфасованной в флакончики-масленки или небольшими канистрами. Примерами таких смазок являются: веретенное, индустриальное или автомобильное масло. Смазывать им лучше всего тормозные ручки, тросы, оси тормозных рычагов, подшипники трещоток, переключатели скоростей. Не нужно заливать слишком много жидкого масла, поскольку на него налипает пыль и грязь. Кроме того, попав на покрышку, масло может повредить резину. Индустриальное масло можно использовать для того чтобы смазывать вилку велосипеда.

Двухкомпонентные составы

Такая велосмазка состоит из масла с густой консистенцией и разжижающего растворителя. Ее удобно использовать для смазывания сборных элементов, а также цепь велосипеда при продолжительном хранении. Различают такие виды двухкомпонентных смазок.

  • Силиконовая. Не притягивает пыль, не разрушает резину. Излишки удобно вытирать.
  • Тефлоновая.
  • Восковая.

Чем смазывать разные детали

Какую именно смазку использовать – полемика между поклонниками велоспорта не стихает. Более экономные владельцы велобайков считают, что фирменная продукция – всего лишь маркетинговый ход, можно приобрести аналоги чуть ли не на порядок дешевле. Что ж, бережливость еще никто не отменял, хотя экономия получается мизерная. Практика показывает, что смазочные материалы для велика расходуются экономно, поэтому рисковать и покупать сомнительную продукцию от не менее сомнительных производителей как-то страшновато. Покупать материалы с хорошими отзывами от маститых компаний гораздо безопаснее.

Теперь разберемся, какие велосмазки применять для различных деталей велосипеда.

Цепь

Когда возникает необходимость в этой процедуре – решает сам владелец велобайка. Или он сам опытным путем устанавливает периодичность или ждет того момента, пока цепь издает характерный стрекочущий звук (сигнал к тому, что пора смазывать). Если цепь «пересохла» в пути, это не повод для паники и для того, что нужно немедленно смазывать ее. Пара-тройка десятков километров на состояние велика не повлияют, но постоянно ездить с несмазанной цепью нельзя. Для велосипедной цепи есть 2 вида смазок: для сырой и сухой погоды.

Смазка для сухой погоды жидкая, она не липнет и не притягивает грязь и песок. Смазывать цепь велосипеда нужно примерно через каждые 100 км. Она хорошо смывается водой, поэтому весной и во время осенних дождей бесполезна. В этот период применяется велосмазка погуще – для дождливой погоды. Смазывать таким составом надо через каждые 150-200 км.

Для более эффективной очистки и смазки цепи велобайка применяют специальное приспособление – цепемойку. Вначале цепь пропускают через моющий состав (в этом качестве можно использовать уайт-спирит, керосин). Далее заменяют в резервуаре моющее вещество на смазывающий состав и производят непосредственно велосмазку. В продаже имеются разные виды цепемоек. Все зависит от ваших финансовых возможностей.

Виды смазок для цепи.

  • Составы с воском;
  • Силиконовые смазывающие вещества.

Подшипники

Периодически их нужно тоже смазывать – хотя бы в пределах доступности. Идеальна в этом отношении скользкая литиевая велосмазка, срок службы которой около года. Перед смазыванием подшипники очищают при помощи керосина. Смазку наносят в чашечки, а затем вжимают туда «шарики».

Тормозной трос, переключатель скоростей

Для смазки троса достаточно по 1 разу капнуть маслом на входе и выходе, затем несколько раз нажать на переключатель скоростей и подкрутить педали велосипеда. Использовать для этого можно жидкие масла или смазывать составами, которые продаются в виде аэрозолей.

Каретка

В современных моделях великов каретку смазывать не нужно, так как ее подшипники размещены внутри картриджа. К сожалению, эти самые картриджи не всегда хорошо защищены от влаги и загрязнений. Лучший в плане надежности так называемый «квадрат». Это картридж с осью и подшипниками в виде неразборной конструкции. Рабочий ресурс такой системы составляет 5-15 тыс. км, и вряд ли кто-то додумается разбирать ее, чтобы смазать.

Новые модели интегрированных кареток, в идеальном варианте, не должны требовать никакой велосмазки, но реалии таковы, что после езды по плохим дорогам раздается характерный хрустящий звук. По-хорошему, такую каретку надо заменить, но можно поступить и по-другому: поддеть крышечку, тщательно вычистить «внутренность», а затем уже смазывать ее. Можно проделать этого, не дожидаясь появления скрипа. Например, после усиленной эксплуатации велосипеда в летнее время.

Рулевая колонка

В большинстве моделей великов рулевая колонка выполнена интегрированной (промышленные подшипники, скрытые в картридж). Но, если приходится путешествовать по бездорожью и под дождем, заглянуть в рулевую не помешает. Даже если картридж неразборной, попробуйте, как уже рассказывалось выше, добраться до подшипников и смазать их.

Втулки колес

Есть втулки открытого типа и с подшипниками, заключенными внутрь картриджей. С насыпными (открытыми) подшипниками все понятно. Алгоритм здесь несложный: удалить загрязнения и остатки старой смазки и нанести новый состав. С промоподшипниками желательно потупить еще проще: заменить их.

Вилка

Техобслуживание вилки велобайка – достаточно непростая процедура, поэтому желательно доверить ее механикам. Что же касается регулярного проведения ухаживающих процедур, то желательно перед каждой поездкой смазывать силиконовым составом ножки вилки. Естественно, при обслуживании вилки велосипеда нужно снять колесо.

Смазка — предмет одного из наиболее жестоких споров в байкерской среде.
Смазывать нужно только чистый байк. Это аксиома. После мытья нужно, чтобы смазываемые узлы высохли. Как правило, для этого достаточно пары часов.
Ходовая часть велосипеда, к которой можно отнести систему, кассету и цепь (плюс, если есть, успокоитель цепи), подвержена стойким загрязнениям: здесь отлагается трудновымываемая смесь смазки, которую наносили цепь.

Существует несколько распространенных способов смазки и чистки цепи , но не один из них нельзя признать удовлетворительным. Действительно работают только два способа.

  • Традиционный способ чистки цепи состоит в том, что цепь снимается с велосипеда и моется в растворителе. Такой способ создает определенные трудности при мытье современных цепей, поскольку они спроектированы таким образом, чтобы выдерживать большие напряжения, возникающие при переключении под полной нагрузкой, что стало возможным на современных конструкциях звездочек. Пластины современных цепей прочнее склепаны, и ось трудно вынимать и вставлять, не повредив или боковую пластину или саму ось. Если ты хочешь мыть цепь, сняв ее с велосипеда, то лучше всего приобрести специальное разъемное звено, такое как Craig Super Link. Такое звено позволяет снимать и надевать цепь без инструментов. Имеются и готовые цепи с таким звеном. Например, SACHS PC-61.
    Просто и идеально цепь можно отмыть, сняв ее с велосипеда и засунув в пластиковую бутылку с небольшим количеством солярки или керосина, и хорошенько поболтав, а потом повторить с «фери» и чистой водой — даже руки не запачкаешь.
  • Другой способ чистки состоит в том, что ты моешь цепь, не снимая ее с велосипеда с использованием приспособления (машинки) для чистки цепи. Такое приспособление представляет из себя коробочку, через которую пропускается нижняя ветвь цепи. Внутри коробочки находятся щетки и ролики, которые изгибают и чистят цепь, пропуская ее через растворитель. В машинку наливается немного Fairy и немного воды — чем горячее, тем лучше. Ты ужаснешься тому количеству грязи, которое сойдет с цепи после этого! С одной стороны, когда моют цепь, сняв ее с велосипеда, то, как правило, используют больше растворителя, чем помещается в приспособление для чистки цепи. Поэтому и грязи раствориться может больше. С другой стороны, приспособления для чистки цепи вращают ролики и изгибают цепь. Такой способ способствует более глубокой очистке цепи.

Но все же лучший способ очистки цепи — ручной с использованием щеточки и растворителя. Звезды приходится чистить с помощью пластиковой щетки и Fairy, смазывать их не нужно.

Особенность смазки цепи состоит в том, что ее можно смазывать практически любой смазкой. В процессе езды смазанная цепь быстро покрывается пылью и образуется грязь, которая легко смывается. Но если допустить езду на несмазанной цепи, то передние и задние шестерни, переключатель скоростей будут работать значительно хуже, жестко и со скрипом. Избежать этого поможет регулярная смазка цепи, и удаление грязи со звеньев цепи, как только она появляется.

Способов смазать цепь существует, пожалуй, даже больше, чем самих наименований этого девайса.

Первый и самый простой — не смазывать вовсе. Как это выглядит и (главное!) звучит со стороны, рассказывать не буду. Кроме того, не смазанная цепь поглощает огромное количество направленной на педалирование энергии.
В качестве оптимального с точки зрение энерго- и материальных затрат байкеры предлагают моторное или трансмиссионное автомобильное масло — оно гуще, чем обычное машинное, стоит копейки (в автомагах), достаточно долго не вылетает из цепи. Шприцем закапываем в каждое звено по капельке (операция занимает 2-3 минуты, в зависимости от сноровки) и всё! После этого лучше оставить байк на ночь, чтобы масло разошлось, а перед выездом — обязательно протереть цепь и звезды тряпкой — масло останется в местах трения внутри цепи, а снаружи цепь и звезды будут сухими — меньше будет липнуть грязь и пыль.

Обычно одной промазки хватает на 70-150 км (в зависимости от погодных условий и состояния дорог). Единственный, пожалуй, недостаток — если перебрать со смазкой, излишки нехило запачкают обода и «прилегающие» части рамы. Выбор опять же, зависит строго от кошелька клиента. Хотите — ТМ-5-18, хотите — Mobil 1. Разница, как это ни странно, ощущается.

При желании, можно выварить цепь в графитовой смазке, в солидоле либо другой густой смазке. Требует определённых навыков, но хватает надолго.

Аэрозоли. Чистенько, прилично. Дорого. Смазывать надо часто. Например, тефлоновая двухкомпонентная смазка в аэрозоле AB-80 содержит летучий растворитель и тефлон, который и уменьшает трение, когда испаряется растворитель. Данный способ смазки хорош своей простотой: побрызгал из баллона на цепь (следя за тем, чтобы струя не попала на другие узлы байка, особенно обода), дал высохнуть минут 15 и можно ехать. Оперативно, но смазки хватает, ненадолго: километров через 40 цепь начинает противно журчать. Зато в мокрую погоду почти не липнет грязь. Существует также мнение, что спреем смазывать цепь не следует вовсе, поскольку чересчур много масла попадает на места, где оно не нужно, и слишком мало — в места, где оно необходимо.
Есть еще средства от каппроизводителей. С запахом, различные по цене и составу. По качеству практически идентичны.

Существует три точки в цепи, где необходимо наличие смазки. Первая и наиболее важное место, где должна быть смазка — места трения заклепки о внутренние пластины, когда звенья цепи поворачиваются друг относительно друга. Второе место — внутренняя поверхность ролика, чтобы он свободно поворачивался попадая на зубья и сходя с них. Если ролик не будет вращаться, то он будет скользить по зубьям, вызывая повышенный износ звездочек. Третье место — пространство, где соприкасаются внешние и внутренние пластины, хотя место их контакта нагружено значительно меньше, чем другие места трения.

Большая часть грязи попадает на цепь из-под переднего колеса и оказывается на внешней стороне цепи. По этой причине цепь надо смазывать с внутренней стороны обращенной к звездочкам. Это уменьшает возможность маслу, смешавшись с грязью, попасть на внутренние поверхности трения. Лучший способ смазывать цепь — капать маслом из масленки с тонким отверстием на ролики на внутреннюю сторону нижней ветви цепи. Таким образом масло попадает на самую чистую часть цепи.

Помимо регулярной смазки цепи необходимо также регулярно осуществлять смазку велосипеда. Осуществляя смазку, не забывай чистить и регулировать отдельные части и компоненты горного велосипеда.

  1. Оси вращения задних тормозов постоянно контачат с грязью и водой и поэтому, во избежание коррозии, нуждаются в регулярной смазке, лучше из баллончика в аэрозольной упаковке. Но делать это необходимо аккуратно, избегая попадания смазки на обода колес.
  2. Оси колесиков передачи движения цепи при смазке цепи не смазываются, поэтому проделай те же действия что и в п.1.
  3. Оси вращения заднего механизма переключения также нуждаются в смазке см. п. 1. Другими словами, смазывать необходимо все что движется. Затем аккуратно удалить избыток смазки.
  4. Передний переключатель смазывается в восьми местах по той же технологии. Смазывают также тросик в местах входа и выхода из рубашки.
  5. Подлежат смазке так же оси тормозных рычагов. Отведя до отказа рычаг тормоза, появляется возможность смазать и тросик тормоза, что снижает износ последнего.
  6. Смазка осей переднего тормоза проводится по той же схеме, что и заднего. Следует особо уделить внимание правильной установке тормозных колодок относительно обода колеса.
  7. Все тросики на велосипеде необходимо смазывать. Можно просто смазывать места входа тросика в рубашку, но лучше смазывать жидкой смазкой под наклоном, когда смазка затекает глубоко в рубашку.

Процедура почти закончена - сядьте на велосипед и постарайтесь привести все смазанные компоненты в движение - переключайте взад-вперед на одно деление переключатели скоростей, попробуйте в работе тормозную систему. Легко протрите компоненты от остатков масла на внешних частях - Ваш велосипед теперь чист и готов к новым поездкам.

Помни, что байк, как и любая техника, любит, когда о ней заботятся, и если ты будешь держать его (а особенно ходовую) в чистоте, будешь вовремя смазывать необходимые узлы, то он ответит тебе взаимностью и не сломается в самый неподходящий момент;-)). Мало того, при езде он не будет противно бренчать, свистеть, дребезжать, все узлы будут работать оптимально, так, как это и было задумано. Да и вообще, чистый, блестящий, бесшумно катящий байк приносит настоящему байкеру ни с чем не сравнимое удовлетворение!

Существует мнение, что нельзя использовать на байке такую смазку, как литол и прочие литийсодержащие смазки, поскольку содержащийся в них щелочной металл – литий — каким-то плохим образом влияет на алюминий, которого в современном байке предостаточно. Об этом, кстати, указано в сервисных инструкциях к вилкам Rock Shox. Однако старый добрый литол подходит для смазки втулок, каретки, рулевой и педалей. Главное — не вытирать литол на руках об раму и прочие алюминиевые части, а если у кого и есть алюминиевые втулки или каретка, то есть сомнения, что литол разъест их раньше, чем они умрут от твоей жестокой эксплуатации.

Велосипед требует немалого внимания со стороны его владельца. Чтобы транспортное средство исправно служило долгие годы, за всеми деталями и механизмами нужен бережный уход. Регулировка, чистка, смазывание и настройка всех элементов конструкции благоприятно сказываются на дальнейшей работе велосипеда. При регулярном уходе за транспортным средством вы можете не волноваться, что какой-либо механизм внезапно выйдет из строя и подведёт вас в дороге. Очень важно, чтобы смазка для велосипеда была правильно подобрана. Это обеспечит желаемый долговременный эффект нормальной работы вашего байка.

Элементы велосипеда изнашиваются с некоторой разницей во времени, потому нуждаются в смазке с различной периодичностью. Некоторые детали, такие как обода, и колодки вообще нет необходимости смазывать. Другие же, наоборот, без должного внимания могут просто отказаться работать. Важно учитывать тот факт, что какой бы смазкой для обработки деталей вы бы ни воспользовались, предварительно необходимо подготовить поверхность. Перед процедурой смазывания нужно обязательно почистить элементы конструкции.

Рассмотрим, какие виды смазок используются на различных частях велосипеда, потому как одним и тем же средством смазывать всю конструкцию не рекомендуется.

Типы смазок

Существует великое множество наименований велосипедных смазок. Все они имеют разный состав, консистенцию, принцип нанесения и, конечно, отличаются производителями. В таком многообразии нетрудно заблудиться, но если разобрать всё по полочкам, то на самом деле, определив вид и назначение средства, можно сразу выявить, какая велосипедная смазка нужна вам для конкретных деталей механизма.

Выделяют всего три группы различных консистенций:

  • консистентные или пластичные. Густые смазки, в основе которых может быть литий, кальций и графит. Они переносят перепады температур, достаточно долговечны, но наносить их проблематично, кроме того, к смазанным деталям липнет много пыли;
  • жидкие. Данный тип смазок очень удобно наносить на необходимые поверхности, легко убирать излишек жидкости, но есть вероятность стекания со смазанных деталей и смена вязкости при перепадах температур;
  • двухкомпонентные. Как жидкие смазки, они обеспечивают удачное точечное нанесение, проникая в труднодоступные части деталей. Но в случае аэрозольной упаковки средства, много лишнего масла попадает мимо смазываемых элементов.

Теперь остановимся на каждом из этих видов поподробнее.

Консистентные смазки

Вы можете увидеть в продаже эти средства в банках или тюбиках. Область применения густой смазки - механизмы с медленным вращением, на которых не сосредотачивается накопление пыли и грязи. Они подолгу остаются в соединениях и узлах, обуславливая эффективность работы. Также консистентными смазками осуществляется зимняя консервация цепи. Основные элементы, подвергающиеся смазыванию пластичными средствами:

  • каретка,
  • педали,
  • рулевые чашки,
  • тросы,

Литиевые масла

Обычно данный вид масел имеет красный или жёлтый цвет. Соединения лития, присутствующие в составе, уменьшают трение элементов и увеличивают диапазон температур, при которых смазка сохраняет свои свойства. С осторожностью следует обходиться с алюминиевыми поверхностями велосипеда, потому как, вступая во взаимодействие, средство на литиевой основе разрушает данный материал. Ценовая категория таких масел отличается доступностью.

Кальциевые масла

По цвету средство на основе кальциевого соединения обычно бывает жёлтым или зелёным, обладает хорошим сцеплением с металлическими поверхностями, устойчиво к попаданию влаги. В отличие от литиевых масел, кальциевые действуют щадящим образом по отношению к металлам, не деструктурируют их. Диапазон температур, при которых смазка не теряет своих свойств, от -30 °С до + 50°С, что значительно ниже, чем у литиевой, но, на самом деле, не так существенно для применения в быту. К этой группе средств относится и пресловутый Солидол, давно привычный для многоцелевого применения.

Графитовые масла

Могут быть чёрного или коричневого цвета. Отличительной чертой этой разновидности смазок является её долговечность, она покрывает поверхность защитной плёнкой, препятствует коррозии. После выработки или выгорания жидких компонентов, графит продолжает действовать на поверхности деталей. Графитовые масла подходят для применения на элементах с резьбой. Минусом смазки является её способность измазать даже то, что изначально для обработки предназначено не было.

Технический вазелин

Применяется для обработки механизмов, идеально подходит для длительного хранения деталей. Технический вазелин не очищен, в отличие от косметического или медицинского, имеет цветовую палитру от жёлтого до коричневого. Защищает металл от коррозии, обеспечивает хорошее сцепление с обрабатываемой поверхностью.

Жидкие смазки

Такой вид консистенции масел в основном используется для обработки , так как обладает свойством хорошо проникать в труднодоступные места. На полках магазинов жидкие масла можно увидеть в канистрах, флаконах с дозатором, шприцах. Данный вид смазки недолговечен, быстро смывается водой, а необходимость снова обрабатывать поверхность возникает быстрее, чем при использовании других видов.

По степени вязкости различают три вида масел:

  • автомобильное,
  • веретённое,
  • индустриальное масло.

Автомобильные масла более вязкие, чем остальные. Применяются для смазывания втулок, шарикоподшипников трещоток. Веретённое и индустриальное жидкие масла используются для обслуживания вилки, тросиков торможения и переключателя скоростей. Главное, при нанесении жидкой смазки - это не допускать излишнего попадания средства на поверхность элементов велосипеда. Кроме собирания липкого грязевого накопления, при вытекании масло может испортить покрышки.

Двухкомпонентные смазки

Могут быть представлены в продаже во флаконах с дозатором или аэрозольной упаковке. Растворитель обеспечивает средству такого типа жидкую консистенцию, тем самым проникая в труднодоступные места. Когда он испарится с обработанной поверхности, густое масло останется, осуществляя дальнейшую работу.

Область применения данного вида средств:

  • велосипедные цепи,
  • опоры тормозных рычагов,
  • соединения, оснащённые резьбой.

В аэрозольной упаковке обладают превосходным обволакиванием деталей, но и распыляются на все соседствующие места, которые на смазку не претендуют. Поэтому следует каким-либо образом изощриться для максимально точного попадания масла только туда, где оно действительно необходимо. Такими средствами защищают велосипеды в зимнюю погоду или применяют в период бездействия.

Силиконовые смазки

Масла могут быть представлены в различной упаковке. В банках консистенция смазки будет значительно гуще, чем в виде аэрозоля. Обеспечивают хорошее скольжение механизмов, покрывает защитной плёнкой, отличаются большим рабочим диапазоном температур. Силиконовое масло не разрушает металл и резиновые элементы , не склонно к собиранию пыли. Можно применять на любых движущих частях механизмов, а также резиновых или пластмассовых частях, подверженных трению.

Тефлоновые смазки

Как и силиконовые средства, также могут иметь разную форму выпуска. Тефлоновая смазка для велосипеда применяется на различных подвижных частях конструкции, таких как цепи, шарниры и другие движущие детали. Обладает влагоотталкивающими свойствами, возможностью изоляции от электричества, защищает и активно борется с ржавчиной. Тефлоновая смазка устойчива к агрессивным воздействиям внешней среды и имеет широкий диапазон рабочих температур от 50 °С до 250 °С.

Восковые смазки

С помощью данного вида средств образуется более толстый слой вещества, чем при нанесении тефлоновой смазки, держится на поверхности смазанных деталей не так долго, но является также довольно эффективным способом защиты элементов велосипеда.

Определиться, чем смазывать велосипед, на самом деле не так уж сложно. Главное, иметь необходимые знания о целевом применении тех или иных средств. Огромное количество средств, представленных на полках магазинов, несомненно, путает при выборе необходимого, но если остановить своё внимание на конкретных смазках проверенных производителей, то круг значительно сузится.

Каждый профессиональный велогонщик знает, сколько и какого именно смазочного материала необходимо для различных узлов его велобайка, особенно для цепи, благодаря которой происходит передача вращающего момента. А вот любителям и начинающим велосипедистам небезынтересно будет узнать, что необходимо использовать для смазки цепи и как правильно за ней ухаживать, чтобы она прослужила долгие годы и не привела к преждевременному выходу из строя кассетного механизма звездочек.

Что способствует усиленному износу цепи и кассеты? Чего делать не рекомендуется

Не стоит думать, что, помазав несколько раз по цепи солидолом, вы сохраните ее работоспособность, и она будет служить очень долгий срок. Прежде чем смазывать цепь велосипеда, необходимо знать все нюансы, возникающие в процессе ее эксплуатации. Начнем с того, что грязь, налипшая на поверхности звеньев и внутренней их части, является одним из основных факторов, который приводит к очень быстрому износу деталей и их порче. Поврежденные поверхности быстро начинают покрываться ржавчиной и разрушаться, поэтому необходимо знать, чем смазывать цепь велосипеда и как правильно наносить смазочный материал.

К быстрому износу могут приводить использование неподходящего типа смазки, наличие больших нагрузок на цепь и кассетный механизм, а также неправильное переключение передач. Дело в том, что при попадании звеньев на зуб боковой частью происходит повышенное трение деталей, что приводит к их разрушению. Поэтому механизм переключения передач нуждается в периодической проверке.

Смазочный материал следует наносить в необходимом количестве и в строго определенное место (между звеньевыми пластинами и роликами). К тому же рекомендуется избегать переизбытка смазки, особенно используя масла, поскольку они могут попасть в некоторые места, где наличие их крайне нежелательно (к примеру, тормозные колодки). Помимо этого, на масляную смазку налипает большое количество грязи, в том числе песчинок и мелких частиц камней, которые усиливают разрушительный процесс.

Можно ли для чистки использовать моющие средства и мыльные растворы? Как очистить цепь перед смазкой?

Прежде чем смазать цепь велосипеда, ее необходимо подвергнуть тщательной чистке. Для этой цели можно использовать дорогостоящие моющие средства, которые могут очистить цепь практически до идеального состояния, а также различные растворители (уайт-спирит, керосин и прочие). Однако следует помнить о том, что они являются легковоспламеняющимися веществами, к тому же чистку нужно будет проводить на улице из-за их резкого запаха и высокой токсичности.

Что касается мытья велосипедной цепи с использованием мыльных растворов, то необходимо после очистки сразу просушить цепной механизм, поскольку в ином случае он может покрыться ржавчиной.

Для облегчения процесса чистки можно использовать предназначенные для этих целей специальные машинки. Они по душе придутся тем, кто интересуется, чем смазывать цепь велосипеда в домашних условиях. Принцип их работы достаточно прост: внутрь устройства заливаются моющие средства, затем, вращая рычаг или нажимая педаль, осуществляем движение щеток, которые и очищают звенья от грязи. Машинка удобна в использовании тем, что позволяет наводить чистоту без необходимости снятия цепи. Такое приспособление стоит порядка 400-600 рублей. Машинки хорошо использовать для чистки после езды по бездорожью и сильного налипания грязи.

Также можно приобрести щетки с жесткой щетиной и вспомогательными приспособлениями, благодаря которым грязь внутри звеньев будет легко удаляться. К тому же, в отличие от машинки, их можно использовать для наведения порядка на звездочках.

Самым простым и дешевым способом очистить цепь велосипеда является использование жесткой зубной щетки, растворителя и обычной тряпки. Сначала при помощи щетины и растворителя вычищаются все звенья (внутри и снаружи), а затем начисто все вытирается тряпкой. Можно использовать для улучшения эффекта ткань из микрофибры.

Приступаем к смазке цепи. Как это делать правильно? Чистка цепи после зимнего бездействия

Итак, цепные детали нашего велосипеда сверкают чистотой, и теперь можно приступить к самой смазке. Чем нужно смазывать цепь на велосипеде и как правильно это делать? Сразу отметим, что если велобайк используется в сложных дорожных условиях, то смазывать его необходимо чаще, чем прогулочные модели.

Не знаете, чем смазать цепь велосипеда и как это делается правильно? Смазку необходимо наносить под цепные ролики. Не рекомендуется покрывать стальные поверхности смазочным материалом снаружи, поскольку это может привести к скоплению грязи и твердых мелких соринок, которые, проникая внутрь деталей и под ролики, способствуют их быстрому изнашиванию. В этой связи необходимо оставлять наружную часть цепного механизма сухой.

На вопрос о том, чем смазывать цепь велосипеда после зимы, можно ответить однозначно: смазкой для подвижных деталей Nano Protech. Средство обладает отличным водоотталкивающим эффектом и смазывает вращающиеся и поддающиеся трению детали, а также предотвращает скрип. Эта смазка оберегает металлические поверхности от появления ржавчины, к тому же для нее практически не существует недосягаемых мест.

Мало того, используя ее, можно ездить хоть каждый день по сильному дождю, поскольку она обеспечивает должный уровень защиты цепи велосипеда в течение длительного периода времени. После нанесения смазочного материала на цепные ролики и звенья его остатки необходимо удалить, используя ветошь. Средство производится на территории России. Его стоимость составляет порядка 250 рублей.

Политетрафторэтиленсодержащие смазочные средства (универсальная смазка)

Как определить правильно, чем смазывать цепь велосипеда в домашних условиях, чтобы смазочный материал был доступен по цене, легко наносился на трущиеся поверхности и хорошо защищал детали? Одним из самых эффективных смазывающих средств для велосипедных цепей являются смазки с содержанием политетрафторэтилена.

Это химическое соединение более известно под названием тефлон, коэффициент трения у него очень низкий. Поэтому трущиеся поверхности, обработанные средствами на основе тефлона, прекрасно сохраняются в течение длительного времени. Одной из таких смазок является средство CL1 Park Tool, стоимость которого колеблется в пределах 400 рублей. Не знаете, чем смазывать цепь велосипеда зимой или после длительной стоянки в сыром месте? Используйте тефлоновые смазки, которые способны значительно продлить срок эксплуатации велосипедных цепей и других деталей.

Можно ли солидол, машинное масло и литол использовать в качестве смазочного материала?

Многие неопытные велосипедисты наивно полагают, что чем больше смазочного материала присутствует на звеньях приводной цепи, тем лучше, мол, обильная смазка является лучшим средством сохранения металлических трущихся деталей. Так чем смазывать цепь велосипеда: моторным маслом, литолом или солидолом? Можно было бы дать положительную характеристику всем этим материалам, если бы не одно существенное но ─ это грязь, мгновенно налипающая на смазанные детали.

Песок, мелкие твердые частицы и прочий мусор превращаются в прочный абразив при взаимодействии с такой смазкой, что неминуемо ведет к стиранию узлов различных механизмов, в первую очередь вращающихся и трущихся деталей. Прежде чем смазывать цепь велосипеда литолом, следует помнить о том, что набившаяся в нее грязь также значительно затрудняет вращение педалей, поэтому использовать такие виды смазки категорически не рекомендуется.

Об использовании графитной смазки и аэрозолей

Рассматривая вопрос о том, чем смазывать цепь велосипеда (солидол и прочие жирные смазки не подходят, как мы уже говорили), следует обратить внимание на графитную смазку, а также различные средства, которые изготавливаются в виде аэрозолей.

Графитное смазочное средство оказывает хорошее защитное воздействие на металлические детали, избавляет их от ржавчины и глубоко проникает в самые недоступные места. Смазка на основе графита надолго создает пленку, которая предотвращает порчу металла и снижает силу трения. Обычно ее хватает на пробег около 400 км, при условии, что не будет дождя и глубоких луж. В противном случае смазки не хватит и на 50 км пробега.

Для аэрозолей вообще не существует недосягаемых мест. Такая смазка продается в специальных баллончиках, в которых средство находится под давлением, а его распыление осуществляется путем нажатия на соответствующую кнопку. В качестве активных средств могут использоваться различные виды масел или вещества, которые способны очищать металл от воздействия ржавчины, ослаблять «прикипевший» крепежный элемент, а также вытесняют влагу.

Нет ничего под рукой, и не знаете чем смазывать цепь велосипеда? «ВД 40» поможет решить эту проблему (такой аэрозоль найдется у многих авто- и велолюбителей). Однако следует помнить о том, что все же «ВД» не является смазкой и довольно быстро смывается водой, поэтому идеальным вариантом будет предварительная обработка цепи этим средством с последующим нанесением смазки.

Жидкие смазочные составы для цепи велосипеда

На сегодняшний день продавцы велотехники располагают большим арсеналом всевозможной химии и различных защитных средств, среди которых и специальные жидкие смазки для велосипедных цепей. Есть универсальные средства, которые можно использовать при любой погоде. К тому же существуют смазки для цепей, которые используют при езде во время дождя и сильной засухи. Поэтому то, на каком виде смазочного материала остановить выбор, решать вам.

Что касается применения жидких средств, то они продаются в полимерных флаконах, снабженных специальным носиком-лейкой, благодаря чему можно осуществлять точечную смазку. Поэтому если не знаете, чем надо смазывать цепь на велосипеде, или сомневаетесь в выборе средства, остановите свой выбор на жидких смазках.

Проблема труднодоступных мест решается при помощи обычного шприца, в который с легкостью набирается смазочная жидкость. Такая смазка должна наноситься в местах сочленений звеньев цепи, после чего ее излишки следует удалить. Прежде чем купить такой вид смазки, необходимо узнать у продавца, как средство ведет себя на морозе (не густеет ли слишком быстро), поскольку большая часть из них приходит в негодность при минусовой температуре (однако в тепле они быстро восстанавливают свои свойства).

Бикомпонентная смазка

Рассматривая ответ на вопрос, чем лучше смазывать цепь велосипеда, следует также обратить внимание на смазку, которая состоит из двух основных компонентов: жидкого растворителя и густой смазочной массы. Такой материал оказывает достаточно эффективное воздействие на трущиеся детали. Бикомпонентная смазка продается в специальных масленках, что позволяет заливать жидкость под цепные ролики.

Суть использования таких средств заключается в следующем: после доставки основного компонента смазки в необходимое место растворитель испаряется, а на поверхности детали надолго остается густой смазочный слой. Рекомендуется после обработки деталей этим средством перед велопрогулкой дать время полностью испариться растворителю, для чего понадобится не менее 1 часа времени.

У многих начинающих велосипедистов нередко возникает вопрос о том, когда и чем смазывать цепь велосипеда. Как определить, что она уже нуждается в смазке? Многолетний опыт эксплуатации велотехники показывает, что при первом появлении скрипа в цепном механизме необходима смазка его составляющих. Обычно такое можно наблюдать каждые 100-130 км пробега (средства типа Nano Protech способны оберегать цепь до 900 км пробега). Чтобы облегчить подсчет километража, можно установить одометр, который будет безошибочно отсчитывать пройденные километры.

Как мы уже говорили, перед смазкой цепь и звездочки нуждаются в тщательной чистке и сушке их поверхностей. В случае использования бикомпонентной или жидкой смазки состав наносится из специальных масленок в промежуток цепи, который составляют ролики и боковые пластины, соединяющие звенья между собой.

Смазке подвергаются все ролики, для чего необходимо прокапать каждый промежуток, перемещая при этом цепь путем вращения педалей. Чтобы не запутаться в подсчете количества смазанных звеньев, боковые пластины одного из них изготавливают другого цвета или подвергают клеймению (обычно с них и начинают смазку).

Чем смазывать цепь велосипеда, решать, безусловно, вам. После нанесения смазки (независимо от типа используемого средства) излишки смазочного материала рекомендуется удалить сухой ветошью. После этого следует вращать педали в течение нескольких минут, чтобы смазочное средство равномерно распределилось на роликах и осях пластин. После чего излишки снова необходимо удалить ветошью.

Следует помнить, что не только песок и прочий мусор могут усиливать изнашиваемость цепи и звездочек. Неправильно выбранная передача также способствует быстрому износу деталей. По этой причине нельзя допускать положения цепи с максимальным перекосом. Такое ее положение будет, если она располагается на передней и задней малых или больших звездочках. Эти варианты затрудняют сам процесс переключения, способствуют плохому переходу цепной ленты на зубья звездочек и быстрому ее выходу из строя. Также крайне не рекомендуется подвергать цепь перегрузкам (например, при движении в гору на повышенной передаче).

Не следует забывать и о нанесении смазки на шарнирные механизмы велосипеда, а также подшипники и втулки. К тому же смазывать необходимо механизм цепного натяжителя, педали, каретку и рулевую колонку. В обязательном порядке рекомендуется подвергать профилактической обработке тросы велосипеда, которые осуществляют механический тормоз и участвуют в переключении передач.