Отсрочка оплаты налогов для юр лиц. Понятие и основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. Что такое отсрочка и рассрочка

Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты. Общие принципы и условия переноса сроков уплаты налогов содержатся в ст. 61-64 НК РФ, а сам порядок получения отсрочки регулируется приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

Так, по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка может быть предоставлена на срок до трех лет. То же самое касается и страховых взносов. По всем другим налогам срок не может быть перенесен более, чем на 1 год. При этом срок уплаты может быть изменен в отношении всей суммы налога или ее части.

Рассрочка предоставляется в заявительном порядке. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты.

2. Право на перенос срока уплаты налогов и страховых взносов гарантировано налогоплательщикам главой 9 НК РФ.

3. Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

4. Рассрочка предоставляется в заявительном порядке.

5. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

6. У плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога.

7. Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Например, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению.

8. Решение по заявлению об отсрочке/рассрочке уплаты налогов принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения.

При этом полного пакета документов еще недостаточно для переноса сроков уплаты налога. Налоговики могут потребовать от плательщика предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате долга и процентов. Таким обеспечением является имущество, которое может быть предметом залога, поручительство или банковская гарантия (п. 5.3 ст. 64 НК РФ).

По общему правилу предоставление отсрочки/рассрочки не порождает для плательщика никаких новых обязанностей. Но в заявлении, подаваемом в налоговую, плательщик принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности по налогам (п. 5.2 ст. 64 НК РФ). Проценты начисляются исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Обязанность по уплате процентов напрямую зависит от оснований предоставления отсрочки/рассрочки. Если невозможность уплаты налога обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы либо неуплатой плательщику денег государственным/муниципальным заказчиком, проценты на сумму долга не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

Основания для предоставления рассрочки по уплате налогов

Отсрочку могут дать только тому плательщику, чье финансовое положение действительно временно не позволяет уплатить какой-либо налог в установленный срок. При этом у плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога. К числу таковых относится:

  • причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление бюджетных ассигнований/неперечисление из бюджета средств в счет оплаты оказанных услуг для государственных, муниципальных нужд;
  • угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога;
  • невозможность единовременной уплаты налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам налоговой проверки;
  • производство и реализация товаров, работ или услуг плательщика носит сезонный характер.

Для получения отсрочки/рассрочки достаточно наличия одного из вышеуказанных условий. Поэтому к заявлению, подаваемому в налоговый орган, плательщик должен приложить перечень документов, подтверждающих то или иное основание.

Что касается невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ), то это новое основание, введенное в действие Федеральным законом от 14.11.2017 № 323-ФЗ. Для него предусмотрены специальные правила.

Изменение срока уплаты налога и сбора по данному основанию осуществляется только в форме рассрочки. Рассрочка в данном случае может быть предоставлена только при соблюдении следующих условий:

  • сумма начисленных по результатам проверки налогов, сборов, пеней и штрафов составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке за предыдущий год;
  • со дня создания организации, регистрации ИП прошло не менее одного года;
  • в отношении организации, ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

Кто не может рассчитывать на рассрочку по уплате налогов

Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Так, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика:

  • возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов;
  • имеются достаточные основания полагать, что плательщик скроет деньги, имущество, либо уедет из РФ на постоянное жительство;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки.

Кроме того, срок не может быть изменен по заявлению налоговых агентов, а также в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков.

Подача заявления на отсрочку/рассрочку по уплате налогов

Чтобы получить рассрочку/отсрочку, нужно подать соответствующее заявление. Рекомендованная форма заявления приведена в приложении № 1 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-8/683@.

Уполномоченное ведомство, в которое подается заявление, зависит, опять же, от вида налога, по которому плательщик просит предоставить рассрочку.

По федеральным налогам и страховым взносам таким уполномоченным органом является ФНС России, по региональным и местным – налоговые органы по месту регистрации плательщика, по налогам, уплачиваемым при перемещении товаров через таможню – ФТС России.

В заявлении указываются данные плательщика, вид налога, а также сумма и срок, на которой требуется отсрочить/рассрочить платеж.

Рис. 1 Образец заполнения заявления на предоставление отсрочки по налогу

В течение 5 дней со дня подачи заявления в соответствующий уполномоченный орган его копию необходимо будет направить в налоговый орган по месту учета плательщика.

К заявлению нужно приложить следующий комплект документов (п. 5 ст. 64 НК РФ):

  • справки банков об оборотах по счетам плательщика за каждый из предшествующих подаче заявления 6 месяцев, а также о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов (если в картотеке такие документы отсутствуют, то – справку об их отсутствии);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов - дебиторов с указанием цен договоров и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (физлица, не являющиеся ИП, данный документ не представляют);
  • письменное обязательство плательщика соблюдать условия отсрочки/рассрочки, а также предполагаемый график погашения задолженности.

Это обязательный комплект документов. Кроме него, нужно представить еще документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога. Так, если невозможность уплаты налога возникла вследствие стихийного бедствия, к заявлению прикладывают:

  • заключение о факте наступления в отношении плательщика обстоятельств непреодолимой силы;
  • акт оценки причиненного плательщику ущерба в результате указанных обстоятельств (составляется МЧС или организацией, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС).

Конкретный перечень дополнительных документов, прилагаемых к заявлению для различных ситуаций, приведен в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Если рассрочка предоставляется по причине невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки, плательщик обязан будет предоставить банковскую гарантию. Гарантия должна соответствовать требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ.

Решение по заявлению принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения. Его копия направляется заявителю в течение 3 дней. При этом решение вступает в действие только с указанного в нем момента. Если рассрочка предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Если налоговики отказывают в удовлетворении заявления, такой отказ должен быть мотивирован. Часто отказ бывает обусловлен банальной неполнотой пакета предоставленных документов, поэтому к сбору сведения и справок следует отнестись обстоятельнее.

В целом ряде случаев организация может перенести установленный срок уплаты налога и сбора на более поздний срок, экономя при этом не на сумме налога, а на стоимости привлечения денежных средств.

Правовые основы

Право имеющие

С ледует обратить внимание, что не каждая организация вправе перенести установленный срок уплаты налога. Статьей 62 НК РФ определены обстоятельства, исключающие такую возможность. Так, компания не сможет отсрочить дату уплаты налога, если в ее отношении:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
  • имеются достаточные основания полагать, что она воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.

Если вышеперечисленное организацию и ее должностных лиц не касается, можно подумать о получении отсрочки и рассрочки по уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • 2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  • 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

Перечень видов деятельности с сезонным характером работ утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 г. № 382.

  • 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных ТК РФ.

При этом если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3, 4 и 5, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в течение периода отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (см.Пример 1).

Пример 1

Свернуть Показать

Деятельность ЗАО «Актив» носит сезонный характер. Поэтому компания получила отсрочку по уплате налога на прибыль в размере 300 000 руб. сроком на 6 месяцев. Ставка рефинансирования за все время отсрочки не менялась и составляла 12,5 процентов годовых.

За пользование отсрочкой организация заплатит:

300 000 руб. × 12,5% × 1/2 × 6 мес. : 12 мес. = 9 375 руб.

Если бы фирма не получила отсрочку и задержала уплату налога на 6 месяцев (180 дней), то ей пришлось бы заплатить пени в сумме:

300 000 руб. × 12,5% × 1/300 × 180 дн. = 21 600 руб.

По решению Совета директоров Банка России с 24 апреля 2009 года ставка рефинансирования составляет 12,5%.

Если же отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Длительность

Отсрочка или рассрочка предоставляются на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ). По решению Правительства РФ уплата федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка или рассрочка может быть продлена до трех лет.

И уж в совершенно особых случаях, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним могут быть предоставлены по решению министра финансов РФ на срок до пяти лет.

Следует обратить внимание, что отсрочку или рассрочку можно получить по одному или нескольким налогам.

Порядок оформления

Правила предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита утверждены приказом ФНС России от 21.11.2006 г. № САЭ-3-19/798@. Так, чтобы изменить срок уплаты налогов, компания и предприниматель должны подать в уполномоченный орган следующие документы:

  • заявление (см.Пример 2);
  • справку налогового органа по месту учета о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
  • справку налогового органа по месту учета о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых и инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
  • обязательство, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки, инвестиционного кредита) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора;
  • копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
  • баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором он обратился по поводу изменения срока уплаты налога;
  • поручительство, предусмотренное статьей 74 НК РФ, если основаниями для отсрочки или рассрочки федеральных налогов служат: угроза банкротства, невозможность единовременной выплаты налога в силу имущественного положения или если производство и реализация товаров (работ, услуг) лицом носит сезонный характер (заверенную в установленном порядке копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем - региональных и (или) местных налогов);
  • непосредственно документы, подтверждающие наличие оснований на получение отсрочки или рассрочки.

Право принимать решение о переносе сроков уплаты налогов имеют:

  • по федеральным налогам (НДС, акцизы, ЕСН, налог на прибыль и т.д.) - ФНС России;
  • по региональным и местным налогам (налог на имущество и транспортный) - территориальные налоговые инспекции;
  • по налогам, которые платят на таможне, - Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения.

Судебно-арбитражная практика

Требование о предоставлении справки налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов (следует отметить, что решением ВАС РФ от 21.01.2008 г. № 14430/07 данный подпункт признан не соответствующим НК РФ и недействующим).

Не стоит также забывать, что копию соответствующего заявления компания и предприниматель в течение пяти дней должны направить в налоговый орган по месту своего учета.

В течение месяца после получения заявления уполномоченный орган принимает решение об отсрочке (рассрочке) уплаты налога или об отказе в этом, согласовав его с финансовыми органами.

По ходатайству компании уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы фискальной задолженности. В течение пяти дней со дня принятия решения его копия представляется в налоговый орган по месту учета организации.

При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать компании в отсрочке или рассрочке, в пределах суммы причиненного ей ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного ею госзаказа.

В решении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть указаны:

  • сумма задолженности;
  • налог, по уплате которого предоставляются отсрочка или рассрочка;
  • сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Кроме того, в решении фиксируется дата, с которой оно вступает в силу. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до момента вступления в силу решения включаются в сумму задолженности.

Если же чиновники отказали компании в отсрочке или рассрочке, они должны мотивировать свое решение.

Тем не менее каким бы ни было решение, уполномоченный орган должен направить его в трехдневный срок после принятия в адрес организации и налогового органа по месту ее учета.

Следует отметить, что при возникновении разногласий по вопросам предоставления отсрочки или рассрочки суды часто встают на сторону бизнеса.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Бездействие налогового органа, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки по уплате налога, незаконно (постановления ФАС Уральского округа от 21.01.2008 г. № Ф09-11304/07-С3 и ФАС Уральского округа от 21.04.2008 г. № Ф09-2507/08-С3).

Тем более, что не допускается отказ заинтересованному лицу в отсрочке по уплате налогов в пределах суммы недофинансирования при отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК РФ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2008 г. № А19-11457/07-Ф02-9913/07).

Свернуть Показать

Роман Стасюк, адвокат:

«После принятия решения о предоставлении рассрочки (отсрочки) налоговых обязательств орган налоговой службы по месту регистрации организации заключает с ней договор о рассрочке (отсрочке). В документе должны быть указаны название и вид платежа, коды бюджетной классификации, сумма рассроченного (отсроченного) налогового обязательства, срок рассрочки (отсрочки), сроки уплаты отмеченных сумм, права и обязанности налогоплательщика и налогового органа, условия действия принятого решения и заключенного договора.

Срок действия договора начинается с даты его заключения. С этого момента пеня на рассроченные (отсроченные) суммы не начисляется. В соответствии с пунктом 3.9 Порядка рассрочки и отсрочки, если договор заключается позднее дня принятия соответствующего решения, то такое решение является основанием для отмены пени и штрафных санкций, начисленных за несвоевременную уплату согласованного налогового обязательства, сумма которого подлежит отсрочке (рассрочке), за период от начала действия рассрочки (отсрочки) до даты подписания договора.

В случае внесения в договор изменений или дополнений они должны быть утверждены подписями и печатями должностных лиц участников договора».

Свернуть Показать

Ирина Мирошниченко, налоговый аудитор ООО «Бейкер Тилли Русаудит»:

К сожалению, практика показывает, что нормы НК РФ, предоставляющие налогоплательщику право и возможность получить в тяжелой финансово-экономической ситуации послабление (рассрочку, отсрочку) по уплате налогов, на самом деле не действуют или действуют далеко не всегда. Возможно, когда речь идет о крупнейших предприятиях и суммах в миллиарды рублей, этот механизм можно заставить работать. В случаях, касающихся средних предприятий, не приближенных к чиновникам, это маловероятно. Рассмотрим реальную ситуацию, с которой столкнулась организация, пожелавшая получить рассрочку по уплате НДС в связи с невозможностью зачесть в счет предстоящих платежей сумму налога, подлежащую к возмещению.

Согласно старой редакции статьи 176 НК РФ разница, возникшая по итогам налогового периода между суммой вычетов и общей суммой налога и подлежащая возмещению, направлялась в течение трех календарных месяцев на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов. Зачет инспекторы производили самостоятельно. По истечении трехмесячного срока сумма, которая не была зачтена, возвращалась налогоплательщику по его письменному заявлению (см. Пример 3).

Пример 3

Свернуть Показать

По данным расчета НДС за месяц (квартал) компании, сумма к возмещению из бюджета составила 1 000 руб. Организация написала заявление о том, чтобы эту сумму направили в зачет уплаты налога в следующих периодах. Это позволило избежать налоговой проверки. В следующем месяце (квартале) компания рассчитала к уплате налог в размере 1 500 руб. Тогда вместе с подачей налоговой декларации по НДС организация написала заявление с просьбой учесть сумму налога к возмещению за прошлый период в счет уплаты налога за текущий период. Таким образом, за текущий период компании оставалось оплатить только 500 руб.

Это было очень удобно и организациям, и налоговым инспекциям.

С вступлением в силу в 2007 году Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ ситуация изменилась: теперь после сдачи налогоплательщиком декларации инспекция при проведении камеральной проверки оценивает обоснованность суммы, заявленной к возмещению. В течение семи дней по итогам проверки, если не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган принимает решение о возмещении соответствующих сумм.

Пример 4

Свернуть Показать

По данным расчета НДС за месяц (квартал) компании, сумма к возмещению из бюджета составила 1 000 руб. После подачи декларации начинается камеральная проверка с истребованием документов по НДС за этот период, которая проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации. То есть если декларация за 1 квартал 2009 г. предоставлена 20 апреля, то проверка будет проводиться до 20 июля 2009 г. и раньше не закончится. Плюс 7 дней на вынесение решения. В то же время 20 июля - это крайний срок для представления декларации и уплаты НДС за II квартал 2009 г.

Таким образом, если во II квартале компания рассчитала налог к уплате в размере 1 500 руб., то получить зачет суммы, подлежащей возмещению по итогам I квартала, она не успеет и вынуждена будет заплатить исчисленную сумму полностью.

Сложилась такая ситуация, при которой налогоплательщик фактически может направить сумму налога, исчисленную к возмещению, на исполнение своей обязанности по уплате налога только через квартал (см. Пример 5).

Пример 5

Свернуть Показать

Компания, импортирующая сырье для пищевой промышленности, в I квартале 2008 года создала складские запасы (закупила больше, чем планировала реализовать в первом квартале, чтобы удовлетворить возрастающий к лету спрос). Таким образом, в первом квартале у компании по расчету НДС образовалась сумма к возмещению из бюджета.

После подачи декларации налоговая инспекция начала камеральную проверку с истребованием всех необходимых документов. Стали проводиться встречные проверки поставщиков и покупателей, сверки таможенных деклараций с таможней. Стало очевидным, что проверка затягивается и зачет до срока наступления платежа за II квартал компания получить не успеет.

Сумма налога к уплате (без зачета) за II квартал предполагалась весьма существенная, поэтому организация решила получить возможность рассрочить уплату НДС за II квартал на три месяца.

В качестве основания для получения рассрочки компания посчитала подходящим «угрозу банкротства в случае единовременной выплаты налога» (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ). Компания приложила к заявлению финансовую отчетность, график движения денежных средств, копии договоров, из которых следовало, какие платежи и в какие сроки должны быть совершить, а также документы об имуществе, которое может стать предметом залога (в данном случае товар в обороте). Копии заявления и документов компания направила в свою налоговую инспекцию по месту учета.

Поскольку решение о предоставлении рассрочки принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления, компания одновременно подала ходатайство о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности.

По согласованию с УФНС организация подала весь пакет документов в ФНС через них и стала ожидать развития событий. Конечно, достаточно много времени ушло на то, чтобы прийти к решению о запросе рассрочки, подготовить и отправить документы в ФНС. В итоге к 20 июля, когда наступил срок уплаты налога за II квартал, компания не получила решения ни о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате НДС, ни даже о временном приостановлении уплаты суммы задолженности.

Таким образом, организация оказалась в ситуации, которую предвидела и опасалась: не сумев воспользоваться ни возмещением по I кварталу (т.к. решение по камеральной проверке еще не было принято), ни отсрочкой по уплате налога (т.к. не было принято решение ФНС), ей пришлось отвлечь значительные средства из оборота для уплаты НДС за II квартал.

В конце концов, уже в августе 2008 г. компания получила решение налоговой инспекции об успешном завершении камеральной проверки с подтверждением суммы НДС к возмещению из бюджета. После подачи заявления на возврат данной суммы на расчетный счет и нескольких звонков с напоминанием уже в октябре компания вернула свои деньги. А ФНС все-таки ответило отказом на просьбу о рассрочке по причине того, что необходимости в ней уже нет.


Законодательство России позволяет российским организациям пользоваться в ряде случаев весьма значимой привилегией — отсрочкой по уплате налога. Какие есть основания для получения данной отсрочки? Каким образом она оформляется юрлицом?

Получить отсрочку по налогам юридическому лицу можно, следуя правовым нормам, которые закреплены в статье 64 Налогового Кодекса России, а также нормах налогового законодательства, корреспондирующих с ее положениями.

В статье 64 приводится, прежде всего, определение отсрочки по налогам. Соответствующая отсрочка — это разрешенный перенос срока перечисления налога в бюджет при наличии тех или иных оснований. Максимальная длительность отсрочки в общем случае — 1 год.

Вместе с тем, в исключительных случаях возможно продление отсрочки по платежу в бюджет до 5 лет. Решение об этом вправе принимать только Министр Финансов РФ. При этом, Правительство России может отсрочить уплату хозяйствующим субъектом налога на 3 года.

Отсрочка может предполагать единовременное погашение задолженности или же постепенную уплату долга. Во втором случае речь пойдет уже о рассрочке — но правовые основания для нее установлены те же, что и для отсрочки.

В предусмотренных законом случаях хозяйствующий субъект, получивший отсрочку по налогу, уплачивает наряду с долгом перед бюджетом дополнительные проценты.

Получить привилегию, связанную с переносом срока перечисления платежей в бюджет, юрлицо может по любым налогам — на доход, НДС, ЕНВД и т. д. Однако, для пользования данной привилегией у фирмы должны быть основания. Изучим их.

Основания для отсрочки налога

Юрлицо вправе претендовать на перенос срока платежа по налогу, если оно объективно не имеет возможности перечислить соответствующий платеж в бюджет вовремя. Уважительными причинами тому с точки зрения законодателя могут быть:

  • причинение юрлицу ущерба вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • неполучение организацией бюджетных средств, за счет которых предполагается уплата налога (если хозяйствующий субъект участвует в правоотношениях, предусматривающих получение бюджетных средств);
  • угроза банкротства юрлица, которая может возникнуть вследствие уплаты им налога;
  • выпуск фирмой товаров или оказание услуг по сезонному принципу;
  • участие предприятия в правоотношениях, дающих право на отсрочку налога при перевозе товаров через границу Таможенного Союза.

Следует отметить, что налоговые агенты — лица, которые обязаны перечислять платежи в бюджет за других налогоплательщиков, не имеют права на получение отсрочки по соответствующим платежам. Отсрочку юрлицо может получить только по собственным налогам (или налогам филиалов либо представительств — которые не являются обособленными хозяйствующими субъектами).

Дочерние фирмы уплачивают налоги, а также решают вопросы по их отсрочкам самостоятельно — поскольку, в свою очередь, являются независимыми хозяйствующими субъектами. При этом, факт наличия оснований для отсрочки у головной фирмы не всегда сопровождается наличием аналогичных оснований у дочерних организаций.

Рассмотрим теперь то, как оформляется рассрочка юрлицом, имеющим основания для ее получения.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Как оформить рассрочку?

Для получения рассрочки уполномоченному представителю юрлица необходимо обратиться в территориальное представительство Налоговой инспекции (ФНС) и передать туда пакет документов в установленном перечне. В него должны входить:

  1. Заявление по установленной форме - утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/683, изданным 16.12.2016 года.
  2. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие выручку фирмы за 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов на отсрочку.
  3. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие наличие у фирмы денежных средств на расчетных и иных банковских счетах.
  4. Документы, включающие перечень хозяйствующих субъектов, которые являются дебиторами организации, оформляющей отсрочку, а также сведения о задолженностях соответствующих дебиторов.
  5. Документ, отражающий обязательство фирмы соблюдать условия погашения задолженности в рамках отсрочки или рассрочки.
  6. Документы, отражающие основания для переноса срока перечисления налога в бюджет.

Такими документами могут быть, в частности:

  • заключение, удостоверяющие факт наступления обстоятельств непреодолимой силы в деятельности организации;
  • акт оценки ущерба фирмы вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
  1. В случае участия организации в правоотношениях, предполагающих получение бюджетных ассигнований — документы от компетентного распорядителя бюджетных средств, которые будут отражать суммы, что подлежат перечислению налогоплательщику в рамках соответствующих правоотношений.
  2. Документы о наличии у юрлица в собственности движимого или недвижимого имущества, на которое в соответствии с законодательством может быть наложено взыскание.
  3. Документы, удостоверяющие получение фирмой основной выручки от продажи товаров и оказания услуг преимущественно сезонного характера. При этом, соответствующие виды экономической деятельности должны быть включены в перечни, закрепленные законодательно.

При необходимости, и в случаях, предусмотренных законодательством в ФНС также предоставляется поручительство или же банковская гарантия на обязательства юридического лица.

В любом случае при обращении в ФНС по вопросам отсрочки следует уточнять то, какие конкретно документы должны подаваться. Это облегчит взаимопонимание между ведомством и налогоплательщиком и, возможно, повысит вероятность принятия налоговиками положительного решения в отношении отсрочки уплаты юрлицом исчисленных налогов.

Заявление, а также документы, дополняющие его, необязательно подавать заявление в представительство ФНС, в котором зарегистрирована фирма. Достаточно подать документ в любую территориальную структуру Налоговой инспекции. В установленном законом порядке разные представительства ФНС могут обмениваться сведениями о налогоплательщиках, запрашивающих отсрочки по налогам.

ФНС, получив от юрлица указанные документы, принимает решение о предоставлении фирме отсрочки в уплате налогов. Изучим то, в каком порядке принимается данное решение.

Принятие решения об отсрочке налогов: нюансы

Рассматриваемое решение должно быть принято ФНС в течение 30 дней после получения комплекта указанных выше документов. При этом, юрлицо может направить налоговикам ходатайство о предоставлении отсрочки по налогу на период принятия соответствующего решения.

Решение ФНС должно отражать:

  • величину задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом;
  • наименование налога — одного или нескольких, по которым предоставляется рассрочка;
  • сведения о процентах — уплачиваемых вместе с налогом в предусмотренных законом случаях;
  • сведения об имуществе, используемом в качестве предмета залога, о поручительствах и финансовых гарантиях.

В случае, если ФНС принимает решение отказать налогоплательщику в реализации его права на отсрочку платежа — соответствующее решение должно быть мотивировано. В любом случае фирма вправе оспорить его в установленном порядке.

Копия рассматриваемого решения направляется юрлицу в течение 3 дней. При необходимости копия документа также направляется в территориальное подразделение ФНС, в котором фирма стоит на учете (если представительство ФНС, в которое подаются документы, располагается в другом месте).

Можно отметить, что на уровне региональных и муниципальных правовых актов могут устанавливаться иные основания для предоставления хозяйствующим субъектам отсрочек по тем или иным налогам — но только относящимся к региональным или местным. По федеральным налогам правила предоставления отсрочек устанавливаются только в НК РФ и иных нормативных актах федерального уровня.

В случае, если отсрочка запрошена по региональному или муниципальному налогу, то территориальные представительства ФНС, принимая решения об отсрочках таким налогам, согласуют свои действия с региональными или муниципальными властями. В свою очередь, при рассмотрении отсрочек по федеральным налогам специалисты ФНС не совещаются с кем-либо: принятие решений по соответствующим платежам находится только в компетенции ФНС.

НК РФ регламентирует порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9:

    • на срок, не превышающий 1 год , соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности;
    • на срок от 1 до 3 лет - по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по решению Правительства РФ;
    • на срок, не превышающий 5 лет - по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, по решению министра финансов РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    1. финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок;
    2. имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
      • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
      • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога;
      • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
      • имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
      • производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
      • при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Подробнее

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в 5-дневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета.

Документы, прилагаемые к заявлению

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

  1. справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  2. справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
  3. справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  4. справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
  5. перечень - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
  6. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
  7. документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом , либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Законами субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    • по налогу на прибыль организации;
    • по региональным налогам;
    • по местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

    1. на срок от 1 года до 5 лет - по общему правилу;
    2. на срок до 10 лет по основанию, указанному в подп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ (включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ).

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Подробнее

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности , в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
    3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
    4. выполнение организацией государственного оборонного заказа ;
    5. осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности , в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
    6. включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

    • по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
    • по основаниям, указанным в подпунктах 2 – 4, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
    • по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Подробнее

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 НК РФ в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом , либо поручительство, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Законами субъектов РФ по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях:

    • уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
    • при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.

Каждое предприятие или индивидуальный предприниматель могут переживать периоды, когда ощущается острый дефицит в финансовых средствах, по веским на то причинам. В такое время уплата каких-либо платежей является тяжелым испытанием, и чтобы в подобной ситуации не сделать из налогоплательщика злостного должника, государством создана отсрочка по взносу налога.

Отсрочка по уплате налога – это возможность каждого налогоплательщика отсрочить взнос средств в государственную казну на более поздние сроки.

Особенностью данного процесса является возможность отложить на более поздний период взнос налога или его части, но по истечению отведенного органами времени сумму необходимо внести в полном объеме.

Такая возможность доступна любому предприятию или лицу, обстоятельства которого имеют вескую причину, указанную в законодательных актах.

Законодательная база

Регулируют право на налоговые каникулы субъекта следующие нормативные документы:

  • Гл.9, ст.61 – 68 НК РФ;
  • Ст.66 НК РФ – правила и условия использования нулевого инвестиционного кредита;
  • Приказ ФНС РФ № ММВ-7-8/683@ – доступность изменения срока уплаты налога и прочих государственных взносов.

НК РФ Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит

1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Для каких государственных сборов доступно применение отсрочки

Важно: применение рассрочки или отсрочки платежа доступно для уплаты налогов в федеральный или местный бюджет, так же данное применение допустимо для налогов исчисляющихся по льготной и упрощенной системе.

  1. Налоги, осуществляемые в рассрочку на федеральном уровне:
  • На доходы физлиц для ИП;
  • На прибыль;
  • Акцизные взносы;
  • и драгоценных металлов;
  • Транзитные сборы;
  • Госпошлины;
  • Единичный социальный взнос.
  1. На региональном уровне:
  • Транспортный взнос;
  • Торговый сбор;
  • На имущество граждан.

При этом следует помнить, что существует перечень налогов, уплату которых невозможно отсрочить, к примеру, налоги на доходы работников, вычитаемые из зарплаты через налогового агента или налоги на прибыль по консолидированной ставке.

Что представляет собой консолидированная ставка и как составляется соответствующая консолидированная отчетность – читайте

Что такое отсрочка и рассрочка по налогам и какие документы нужны для их получения – смотрите в этом видео:

В каких случаях и кому предоставляется отсрочка

Согласно НК РФ ст.64 на данную отсрочку или рассрочку могут рассчитывать все без исключения организации и физические лица, у которых на то существуют обоснованные причины, а именно:

  • Получение ущерба предприятием в чрезвычайных ситуациях, на возникновение которых владелец предприятия не имел возможности влиять;
  • Несвоевременное финансирование из бюджета государства, в случаях с муниципальными и государственными организациями;
  • Взнос дополнительных платежей, начисленных в ходе налоговой проверки, которые могут оказаться существенными для бюджета предприятия;
  • Внесение таможенных платежей во время экспорта и импорта товара;
  • Сезонность выполненных работ;
  • В случае физлиц при доказательстве неплатежеспособности доступна отсрочка налоговых обязательств.

Куда следует обращаться с заявлением и в какие сроки

Так как государством предусмотрена уплата различных платежей на различном государственном уровне необходимо обращаться в ту инстанцию, которая отвечает за сбор данного платежа:

  • Если не уплачен налог федерального уровня необходимо обращаться в местное отделение ФНС;
  • По сборам, касающимся местного бюджета необходимо обращаться в налоговые органы по месту нахождения;
  • Если дело касается транзита товара, следует обращаться в Федеральную таможенную службу;
  • Относительно госпошлин, в орган, который уполномочен заниматься сбором данных платежей;
  • Рассрочка по взносу единого социального взноса оформляется в Федеральном органе исполнительной власти.

Важно: после подачи заявления, заявитель получает ответ в течение 30 дней, плюс еще 3 дня на направление решение об отсрочке в налоговую инстанцию по месту учета.

Подавать заявление в налоговый орган необходимо до даты внесения очередного налога с учетом этого времени, чтобы по платежу не образовалась просрочка, та как в таком случае к сумме рассрочки присоединятся пени за просроченные дни от конечной даты взноса налога до дня принятия решения.

Пакет документов

Для получения отсроченного платежа к заявлению необходимо приложить пакет документов:

  • Заявление соответствующей формы;
  • Справка об отсутствии задолженностей по любым платежам из местного налогового органа;
  • Выписка из банка за последние полгода о состоянии средств, их движении;
  • Расписка о соблюдении предоставленных сроков отсрочки и формирование приблизительного графика платежей при рассрочке;
  • Копии договоров с контрагентами и указание их дебиторской задолженности. В каком порядке осуществляется списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности – читайте ;
  • Документы подтверждающие непредвиденные обстоятельства или прочие причины, мешающие выполнить уплату:
  • В случае непредвиденных обстоятельств – документ, подтверждающие размер полученного ущерба и факт наступления обстоятельства;
  • В случае задержки финансирования государством следует приложить справку из финансового учреждения о размере финансирования и периоде его задержки;
  • Если уплату не может выполнить физлицо в силу своей неспособности, необходимо предоставить выписку о состоянии своих счетов и документы на движимое и недвижимое имущество, которое в данном случае выступит залогом;
  • В случае сезонной деятельности, необходимо предоставить справку от местных органов власти, что данная деятельность обеспечивает не менее 50% от прибыли предприятия.

При этом следует быть готовым к тому, что органы обращения могут потребовать гарантий возврата средств – залог, банковские выписки и прочее.


Образец заявления для получения рассрочки и отсрочки по налогам.

Важно: в таком случае у заявителя всегда есть возможность отозвать заявление, дабы не рисковать своим имуществом.

Требование гарантий в последнее время происходит практически в каждом случае, с целью исключения спекуляции доверием налоговых органов и в связи с нестабильностью валюты.

Заявление об отсрочке

  • Заявление на предоставление рассрочки/отсрочки необходимо составить в установленной форме, указав в нем:
  • Наименование и реквизиты организации, которой оно адресуется;
  • Наименование самого документа;
  • Реквизиты и наименование предприятия или ФИО заявителя, указать ИНН, КПП;
  • Указать необходимую форму изменения срока уплаты;
  • Указать в отношении какого платежа необходимо изменение срока уплаты и зафиксировать сумму платежа прописью;
  • Сделать акцент на основания данной возможности в качестве статьи Налогового Кодекса;
  • Дата и подпись.

Основания для получения рассрочки

Важно: основаниями для отсрочки платежа является глава 9 ст.61 – 68 НК РФ. В начале 2017 года произошли определенные изменения, на основании которых отсрочку платежа по НДФЛ обязан предоставлять руководитель регионального ведомства Налоговой службы России, согласование разрешения на отсрочку с финансовыми структурами также входит в его обязанности.

При необходимости он имеет право переложить данную обязанность на руководителя территориального ИФНС.

Следующим изменением является возможность рассрочить любую сумму налога при имеющихся на то основаниях.

Сезонные отрасли, имеющие право на рассрочку

Чаще всего к отсроченной возможности взноса налогов прибегают предприятия с сезонным характером ведения деятельности или те, которые производят сезонные товары.

Перечень данных предприятий указан в НК РФ:

  1. Прежде всего это сельскохозяйственное производство:
  • Растениеводство;
  • Звероводство;
  • Развод прудовой рыбы;
  • Производство растительных жиров;
  • Консервная и сахарная промышленность;
  • Мясные и молочные комбинаты.
  1. Также данное послабление используют предприятия по добыче и заготовке природных и минеральных ресурсов:
  • Заготовка древесины;
  • Лесное хозяйство;
  • Добыча и заготовка торфа;
  • Добыча ценных металлов.
  • Транспортное хозяйство, используется отсрочка:
  • С целью перевозки груза и пассажиров в районы с ограниченной навигацией;
  • В область Крайнего Севера.

Список оснований для получения отсрочки.

Невозможность получения

Возможность отсрочить или рассрочить платеж дает возможность организации или физлицу нормально функционировать и проживать без угрозы банкротства. Однако НК РФ предусмотрены случаи когда отсрочка платежей является невозможной.

Среди таких пунктов имеется:

  • Относительно руководителя предприятия или физлица открыто уголовное дело в связи с нарушением НК РФ;
  • Относительно заявителя имеется открытое дело относительно административного или государственного правонарушения;
  • Заявитель находиться под подозрением в намерении скрыться за рубежом с доходами;
  • Прошло менее 3 лет с момента прекращения последней рассрочки или нарушения сроков ее выплаты.

Важно: в 2017 году рассмотрена возможность чиновников прекращать рассрочку досрочно в одностороннем порядке уже в том случае, если ИП или предприятие нарушает сроки выплат.

Отрицательное решение по заявлению об рассрочке платежа доступно оспорить в судебном порядке.

Быстрое решение вопроса по предоставлению рассрочки

Вся процедура оформления отсрочки состоит из небольших этапов:

  • Заявитель определяется с видами налогов, по которым в данном периоде не в состоянии платить;
  • Подает заявление и пакет документов;
  • Организация рассматривает его в течение одного месяца;
  • За этот период комиссия осуществляет проверку активов заявителя, его финансовое положение, принадлежность имущества;
  • Удостоверяется в чистоте лица – отсутствие производственных дел и задолженностей по предыдущим отсрочкам;
  • Далее в течение 3 дней передает свое решение в налоговую инстанцию по месту учета субъекта.

Важно: отсрочка дается на период до года, в исключительных случаях до 3 лет для предприятий ведущих научную деятельность или высокотехнологичное производство, в этом случае отсрочка называется инвестиционным налоговым кредитом.

Также следует понимать, что отсрочка, это тот же договор об оформлении инвестиционного кредитного периода, который заключается между заявителем и государственным учреждением в течение 5 дней с момента принятия решения об отсрочке платежа.

В договоре прописывается сумма, график погашения, срок погашения возможность залога и прочие нюансы кредитного соглашения.

Эффективные методы оформления

На практике отсрочка – это государственный налог выдаваемый под 50 – 75% от ставки рефинансирования ЦБ России за исключение случаев непреодолимой силы или отсутствия финансирования государством, в таких случаях проценты не насчитываются.

Любое предприятие согласиться, что такое послабление намного лучше, нежели кредитование в банке, так как переплата по налогам будет составлять даже при самой максимальной ставке 8 – 5,5%.

Также необходимо понимать, что сумма чистой рассрочки не должна превышать стоимости активов предприятия или имущества гражданина.

Естественно такое встречное предложение государства уменьшило количество должников по выплатам государственных платежей, однако оно доступно по большей части только для крупных предприятий, так как сбор пакета документов требует определенных навыков со стороны заявителя.

Заключение

Налогоплательщик, заключивший договор с налоговой обязан соблюдать все его условия и выполнять свои обязанности.

В противном случае он рискует потерять свои залоговые активы, так как налоговая вправе прервать соглашение в случае его несоблюдения и открыть производство по взысканию задолженности и переводу имущества в собственность государства.

Важно: если налогоплательщик исправно выполняет свои обязательства налоговые органы не вправе разрывать соглашение или привлекать его к ответственности.

В каком порядке предоставляется отсрочка и рассрочка по уплате налогов – смотрите в этом видео: