История создания танка ис 3. Военное обозрение и политика. Броневой корпус и башня


Последним танком, созданным в период Великой Отечественной войны, стал тяжелый ИС-3 ("Кировец-1" "Объект 703"). Он был разработан в 1944 - 1945 годах на опытном заводе № 100 в Челябинске под руководством ведущего конструктора М. Ф. Балжи. Серийное производство началось в мае 1945 года, в течение которого было выпущено 1170 боевых машин.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Лобовые листы корпуса устанавливались с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся люк с отодвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался перископический смотровой прибор. Перед открыванием люка его необходимо было снимать. За его сиденьем механика-водителя, в днище, находился запасной люк, предназначенный для покидания танка в экстренных случаях. Башня - литая, приплюснутой сферической формы. В крыше башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплялся смотровой прибор заряжающего МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой находился смотровой прибор командира ТПК-1.
Ходовая часть ИС-3 состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.
Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась.
122-мм пушка Д-25Т снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Боевая скорострельность составляла 2-3 выстр /мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. На крыше башни, размещалась новая турельная установка 12,7-мм зенитного крупнокалиберного пулемета ДШК, которая позволяла вести огонь по самолетам как заряжающему, так и командиру.
В топливную систему танка входили четыре внутренних коробчатых металлических сварных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя, как правая и левая группы. Четыре наружных цилиндрических бака, емкостью по 90 л. каждый крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса.
При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. По башне эту работу осуществлял конструктор Крученых, а по корпусу - конструктор Малинин. При этом следует отметить, что прототип танка ИС-3 имел прямой наклонный лобовой лист, как и средний танк Т-34.
В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название "щучий нос". Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем - ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. За счет некоторого уменьшения клиренса и отсутствия командирской башенки общая высота танка уменьшилась на 0,3 м, по сравнению с ИС-2.
Однако при проектировании ИС-3 был допущен целый ряд конструктивных просчетов и ошибок. Поэтому уже в 1946 году была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. С учетом этих недостатков все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Было усилено крепление двигателя, КПП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовы передач и опорных катков. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка возросла до 48,8т. Несмотря на значительный объем переделок танки так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года танк сняли с производства.
Танки ИС-З, вопреки расхожему мнению, не применялись в боевых действиях второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь победы над Японией, и ИС-3 произвел сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
В 1960 г танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-ЗМ. По сравнению с ИС-3 он имел увеличенную жесткость корпуса, более совершенные агрегаты трансмиссии, узлы ходовой части, воздухоочиститель, улучшенный двигатель В-54К-ИС, радиостанцию Р-113 и зенитный пулемет ДШКМ. На танке дополнительно были установлены ночной ИК-прибор механика-водителя ТВН-2 и форсуночный подогреватель. Вес танка ИС-3М возрос до 49 тонн.

Приказ о создании нового танка под индексом ИС-3 был получен руководителями челябинских заводов 16 декабря 1944 года. К 25 января 1945 года было необходимо изготовить восемь из десяти запланированных машин. Танки изготавливались и «доводились» довольно долго и поступили в строевые части лишь к тому времени, когда боевые действия на фронтах Второй мировой войны уже закончились

Задачи ставила война

Единожды раскрученный маховик создания новых танков в конструкторских бюро (далее – КБ), созданных при советских заводах тяжёлого машиностроения, к концу Второй мировой войны набрал бешеные обороты. Конструкторы, работавшие на Урале, в Сибири и Поволжье, значительно опередили как своих коллег, работавших на предприятиях стран-противников, так и инженеров стран-союзников. Из цехов Челябинского Кировского завода (далее – ЧКЗ) только выезжали первые серийные танки ИС-2, а КБ ЧКЗ и КБ опытного предприятия №100, также размещавшегося в Челябинске, постановлением №5583 Государственного Комитета Обороны от 8 апреля 1944 года обязали разработать новый тяжёлый танк ИС-3. В начале 1944 года анализ боевых повреждений танков ИС-2 показал, что литые лобовые листы их корпусов пробиваются бронебойными снарядами 88-мм пушек немецких «тигров» с дистанции 1000–1200 метров, а 75-мм снарядами «пантер» – с дистанции 900–1000 метров. Таким образом, требовалось существенно усилить броневую защиту ИС-2, чтобы лобовая часть корпуса и башни, а также бортовая броня подбашенной коробки не пробивались немецкими снарядами.

КБ ЧКЗ, возглавляемое конструкторами Н.Л. Духовым и М.Ф. Балжи, принялось за работу. Их «конкуренты» из КБ опытного завода №100, где созданием нового танка руководили ведущие инженеры Г.Н. Москвин и В.И. Таротько, тоже не сидели сложа руки.

Соперничество челябинских «танкоградов»

Ситуация, сложившаяся в челябинском танкостроении в первой половине 40-х годов, заслуживает отдельного освещения. Решение развернуть танковое производство на базе Челябинского тракторного завода (далее – ЧТЗ) приняли ещё до начала Великой Отечественной войны. 19 июня 1940 года постановлением Центрального Комитета партии и правительства СССР руководство ЧТЗ обязали развернуть производство «танков типа КВ» конструкции Ленинградского Кировского завода (далее – ЛКЗ). На предприятии создали специальный танковый отдел, в который, помимо местных инженеров, вошли и специалисты, командированные из Ленинграда. В августе в Челябинск прибыл опытный экземпляр танка КВ и его чертежи, во второй половине 1940 года завод произвёл все комплектующие машины, а 31 декабря был собран первый опытный экземпляр. Тогда же началось строительство корпуса танкосборочного цеха.

Летом 1941 года началась война, и вскоре в Челябинск потянулись эшелоны эвакуируемых предприятий. 12 сентября ГКО принял решение о вывозе сюда харьковского дизель-моторного завода №75, а 6 октября 1941 года в Челябинск пошли вагоны со станками и специалистами ЛКЗ. В этот же день приказом наркома танковой промышленности СССР «ЧТЗ имени Сталина» был переименован в «Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске». Его директором назначили бывшего руководителя эвакуированного ЛКЗ И.М. Зальцмана, а главным конструктором – бывшего главного конструктора ЛКЗ Ж.Я. Котина.

Кроме указанных предприятий, в Челябинск эвакуировали оборудование и специалистов харьковского станкостроительного завода им. Молотова, московского станкостроительного завода «Красный пролетарий», завода шлифовальных станков и цеха завода «Динамо». Позже, в 1942 году, сюда прибыла и часть оборудования Сталинградского тракторного завода им. Дзержинского (полностью завод эвакуировать не смогли, так как во время эвакуации на территорию цехов уже ворвались немецкие танки), а также Воронежский завод резино-паронитовых изделий.

Эти ресурсы, свезённые практически со всего СССР, позволили создать в Челябинске огромную производственную базу, получившую негласное название «Танкоград». Вместе со станками и рабочими сюда прибыли конструкторские умы, создавшие лучший танковый двигатель Второй мировой войны – дизель В-2, которым оснащались все тяжёлые танки, средние танки и САУ, выпускавшиеся в СССР. Кроме того, в Челябинск почти в полном составе переправили ленинградскую команду инженеров, сконструировавших КВ-1 – лучший тяжёлый танк начального этапа войны.

Ж.Я. Котин – в 1941–43 годах главный инженер ЧКЗ, в 1943–49 годах – директор и главный конструктор Опытного танкомоторного завода (позднее – завод №100 Наркомата танковой промышленности)

Новый главный конструктор ЧКЗ Ж.Я. Котин, любивший независимость в работе, используя все свои связи в наркомате, в марте 1942 года инициировал создание на базе опытного производства ЧТЗ Опытного завода №100, который возглавил он сам, и куда перешла часть инженеров с основного предприятия (при этом многие из конструкторов продолжали работать в помещениях ЧКЗ). В результате были искусственно созданы два конкурирующих между собой конструкторских коллектива, соперничество которых не позволяло обоим КБ спокойно почивать на лаврах.

Трудный путь к совершенству

Весной 1944 года они параллельно включились в работу над одним и тем же заданием. На заводе №100 решили не слишком отходить от конструкции танка ИС-2 (своей предыдущей разработки), изменив лишь верхнюю лобовую деталь новой машины. Теперь она формировалась не из одного, а из двух броневых листов толщиной 110 мм, сваренных вместе по центру, сильно наклонённых к вертикальной плоскости и повёрнутых в плане под большим углом. Сверху они накрывались крышей, наклонённой к горизонту под углом 7°. Такая конструкция верхней лобовой бронедетали у инженеров завода получила название «нос с горбинкой», но в результате прижилось другое название – «щучий нос». Конструкция заставляла рикошетить снаряды противника, поскольку, помимо угла по вертикали к траектории снаряда, бронированный лист находился и под углом по горизонтали.

Конструкторы завода №100 отказались от использования крупных литых деталей в корпусе танка, что объяснялось как достижениями в разработке новых методов электросварки в эвакуированном на Урал киевском институте Патона, так и загруженностью литейного производства ЧКЗ, производившего башни для серийных танков ИС-2. Кроме того, катанные бронелисты обладали лучшей бронестойкостью в сравнении с литыми бронедеталями.

В проекте Кировского завода главной особенностью стала башня оригинальной приплюснутой сферической формы, разработанная конструктором Г.В. Крученых. В ней разместили ту же 122-мм пушку Д-25, что устанавливалась и на ИС-2. Толщина бронирования башни по периметру достигала 110 мм в верхней её части и 200 мм – в нижней. Рациональные углы наклона стенок башни (до 60°) значительно увеличивали вероятность рикошета. Кроме того, днище нового танка имело оригинальную корытообразную форму, что позволяло немного уменьшить высоту бортовой брони снизу (в наименее поражаемой части), тем самым снизив массу машины.

В обоих прототипах инженеры отказались от курсового пулемёта и места стрелка-радиста, а высвободившееся пространство и вес использовали для улучшения бронирования машины и повышения комфортности в отделении управления.

На рассмотрение наркому танковой промышленности В.А. Малышеву поступили два самостоятельных проекта (два варианта одного танка). Первый представляли директор ЧКЗ И.М. Зальцман и главный конструктор КБ ЧКЗ Н.Л. Духов, второй – директор и главный конструктор Опытного завода №100 Ж.Я. Котин.

Первоначально на заводские испытания 28 октября 1944 года поступил прототип от Опытного завода №100. Его пробег по Бродокалмакскому тракту выявил несколько крупных недоработок в ходовой части, и танк вернули на завод для «доводки». Повторный 1000-километровый марш в ноябре показал, что выявленные ранее проблемные места в конструкции двигателя и трансмиссии разработчиками устранены не были.


Н.Л. Духов – в 1943–48 годах главный инженер ЧКЗ, разработчик прототипа «Кировец-1»

Второй прототип получил заводское обозначение «Кировец-1», хотя директор ЧКЗ И.М. Зальцман планировал назвать детище своего предприятия громким именем «Победа». Однако армейцы были далеки от столь высоких материй, поэтому испытуемую бронемашину в документах указывали просто и незатейливо – «Образец А». Её испытания проходили с 18 по 24 декабря 1944 года, и в целом результаты устроили военных приёмщиков, хотя те и рекомендовали конструкторам доработать новый танк.

Но доработка машины вылилась в её полную переделку, так как параллельно с испытанием челябинских прототипов проводился анализ их проектов в Институте металлургии и брони (ЦНИИ-48), который после эвакуации работал в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Специалисты ЦНИИ-48 предложили взять лучшие инженерные решения, применённые в каждом из проектов, и реализовать их в одной машине. Из проекта завода №100 предлагалось позаимствовать конструкцию верхней лобовой бронедетали – «щучий нос», а из проекта ЧКЗ – сферическую в поперечном разрезе башню, которую в продольной проекции предлагалось вытянуть, придав ей форму эллипса. Кроме того, на новый танк «перекочевала» корытообразная форма днища. У танка новой конструкции теоретическая пробиваемость корпуса 88-мм снарядами снижалась до 34% против 39,5% у корпуса производства завода № 100 и 44,1% – у корпуса производства ЧКЗ.


Конструкция корпуса танка ИС-3. 1,7 – верхние наклонные листы, 2 – бонки для крепления запасных траков, 3 – бонка для крепления прибора ночного видения, 4 – бонки для крепления фар и сигнала, 5 – защелка, 6 – буксирный крюк, 8 – левое переднее крыло, 9 – нижний наклонный лист, 10 – нижний вертикальный лист, 11– кронштейн кривошипа направляющего колеса, 12 – цапфа, 13 – упор, 14 – кольцо, 15 – блок подвески, 16 – верхний наклонный лист, 17 – крыло, 18 – кронштейн крепления наружных топливных баков, 19 – защитная планка

Приказ №729 о создании нового танка был получен руководителями обоих заводов 16 декабря 1944 года. ЧКЗ обязывали произвести сразу опытную партию нового танка в количестве десяти машин. Название «Победа» за машиной не закрепили, но утешением для Зальцмана могло служить то, что индекс разработки танку присвоили по нумерации ЧКЗ – 703-й (у опытного завода №100 индексы машин начинались на 200), так что формально в конкурсе на конструирование нового танка победил коллектив ЧКЗ. К 25 января 1945 года было необходимо изготовить восемь из десяти запланированных машин.

Вскоре новый танк получил «боевой» индекс ИС-3. Несмотря на то, что его конструкция во многом была сходной с танком ИС-2, новые машины изготавливались и «доводились» довольно долго и поступили в строевые части лишь к тому времени, когда боевые действия на фронтах Второй мировой войны уже закончились.

ИС-3: технические характеристики

ИС-3 имел классическую компоновку. Его ходовая часть не претерпела особых изменений по сравнению с ИС-2 – на борт приходилось по шесть сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, а также по три поддерживающих катка. При этом использовался цевочный принцип зацепления гусеницы. Заднее расположение двигателя и трансмиссии предопределяло привод на заднюю пару ведущих колёс, которые снабжались съёмными венцами на 14 зубьев каждый. Направляющие ленивцы, полностью идентичные и взаимозаменяемые с опорными катками, располагались спереди. Траки достигали в ширину 650 мм, и каждая гусеница набиралась из 79–86 траков цевочного зацепления длиной 160 мм.


Конструкция подвески танка ИС-3. 1 – блок подвески; 2, 10 – гусеницы; 3 – торсионные валы; 4 – кривошип; 5 – натяжной механизм; 6 – упор; 7 – фланец; 8 – балансир; 9 – поддерживающий каток; 11 – опорный каток; 12 – ведущее колесо

Корпус, как и планировалось, спереди был снабжён «щучьим носом» и имел корытообразное строение днища. Сдвигавшийся в сторону пятиугольный люк механика-водителя монтировался в крыше отделения управления, накрывавшей сверху «щучий нос». В люке монтировался триплекс, который снимался в случае, если механик-водитель покидал танк. За спиной у механика-водителя в днище монтировался ещё один запасной эвакуационный люк.

Верхней части бортов, имевшей толщину 90 мм, был придан обратный наклон, что уменьшало вероятность их пробития и позволяло вместить широкий погон башни. Кормовой лист корпуса сделали откидным для упрощения доступа к двигателю и агрегатам трансмиссии.

Основной особенностью, визуально отличавшей танк от всех предыдущих моделей, стала полусферическая башня. По странному стечению обстоятельств она была лишена командирской башенки, хотя к тому времени такими башенками снабжались все танки, изготавливаемые в СССР. Приборы наблюдения за полем боя устанавливались на створках, вырезанных в большом башенном люке танка. На правой створке устанавливался смотровой прибор заряжающего (МК-4), на левой – смотровой прибор командира (ТПК-1). Еще один прибор МК-4 (для наводчика) устанавливался в верхней части башни, слева по ходу. Башня поворачивалась при помощи электропривода, а максимальная скорость поворота составляла 12 град/сек.

В боевом отделении размещались три члена экипажа – командир танка, наводчик и заряжающий. Основное вооружение танка осталось таким же, как и на ИС-2 – 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года. Полуавтоматический горизонтальный клиновый затвор с полуавтоматикой механического типа обеспечивал скорострельность на уровне всего 2–3 выстрелов в минуту. Боекомплект по-прежнему состоял из 28 выстрелов, 10 из которых были бронебойными, а 18 – осколочно-фугасного действия. Благодаря телескопическому прицелу ТШ-17 прицельная дальность стрельбы танка прямой наводкой составляла 5000 м, а ведение гаубичного огня с использованием панорамы Герца – 15000 м. На крыше башни на специальной турели устанавливался зенитный крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК, боекомплект которого составлял 300 патронов – 6 лент по 50 патронов в каждой. Монтируемый вместе с орудием в орудийной маске, 7,62-мм курсовой пулемёт ДТ обеспечивался боекомплектом в 945 патронов – 15 магазинов по 63 патрона в каждом.


Боевое отделение танка ИС-ЗМ:

1 – аппарат ТПУ А-1 командира, 2 – блок настройки антенны, 3 – электрораспределительный щиток башни, 4 – танковый перископ командира ТПК-1, 5 – аппарат ТПУ А-2 наводчика, 6 – электродвигатель механизма поворота башни, 7 – прицел ТШ-17, 8 – внутренний стопор пушки «по-походному», 9 – аппарат ТПУ А-3 заряжающего, 10 – прибор наблюдения заряжающего МК-4, 11 – спаренный с пушкой пулемет ДТМ, 12 – лотковая снарядная укладка, 13 – сидение заряжающего, 14 – пушка Д-25Т, 15 – сидение командира, 16 – стопор башни, 17 – маховичок ручного привода механизма поворота башни, 18 – контроллер, 19 – блок питания радиостанции и ТПУ, 20 – приемопередатчик Р-113, 21 – разгрузочная тяга

В моторно-трансмиссионном кормовом отделении размещалась 12-цилиндровая 4-тактная дизельная силовая установка В-11-ИС-3, обладавшая мощностью 520 л.с. при 2200 об/мин. Трансмиссия танка состояла из главного многодискового фрикциона сухого трения и 8-скоростного КПП с демультипликатором и двухступенчатыми планетарными механизмами поворота. Танк оснащался плавающими ленточными (чугун по стали) тормозами, а бортовые передачи имели понижающие редукторы с простым шестеренчатым и планетарным рядом.

Внутри танка располагались четыре бака общей ёмкостью 450 литров – по два с каждого борта. Кроме того, машина снабжалась четырьмя наружными цилиндрическими баками ёмкостью по 90 литров каждый, которые крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и сообщались с внутренними. На случай возгорания баки снабжались механическим приспособлением для сброса – защелками с тросовым управлением. Рукоятки сброса устанавливались по бортам задней части боевого отделения.

Танки ИС-3 снабжались радиостанциями 10-РК-26 и танковыми переговорными устройствами ТПУ-4бис-Ф.

20 февраля 1945 года эталонный образец ИС-3 №2 отправился для участия в государственных испытаниях на полигон Научного исследовательского испытательного института бронетанковой техники в Кубинке. Испытания проводились в период с 23 марта по 12 апреля 1945 года и в целом завершились успешно. К 1 мая 1945 года ЧКЗ изготовил только 25 танков ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.

В воинские подразделения новые машины стали поступать довольно поздно, поэтому ни в боевых действиях против Третьего Рейха, ни в боях с Японией они не участвовали из-за отсутствия подготовленных экипажей.


Второй опытный образец танка ИС-3 на испытаниях на полигоне НИБТ в Кубинке, март 1945 года

Первый официальный «показ» ИС-3 состоялся 7 сентября 1945 года во время военного парада в Берлине, проведённого союзниками в честь окончания Второй мировой войны. По Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Иностранные наблюдатели были потрясены наличием у «советов» настолько передовой и мощной бронетехники. Во многом последующая истерия европейских и заокеанских СМИ, всерьёз опасавшихся советских танков на берегах Ла-Манша, была вызвана этой демонстрацией силы, проведённой СССР в ответ на американские атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки . В Советском Союзе танк ИС-3 впервые показали публике на параде 1 мая 1946 года в Москве.


Парад Победы союзных войск в Берлине, посвященный окончанию Второй мировой войны, 7 сентября 1945 года

Однако новые танки имели целый ряд недочётов, которые пришлось исправлять в авральном порядке в первые послевоенные годы. Особенно уязвимым был двигатель, мощности которого не совсем хватало для машины массой 46,5 тонны, а также трансмиссия. Кроме того, нарекания вызывал малый боекомплект танка, раздельное заряжание орудия и, как следствие, его низкая скорострельность. С учётом ещё и низкой скорости, танк военных не устраивал, поэтому летом 1946 года его производство было остановлено. Всего было произведено 2310 единиц ИС-3 при средней стоимости 267 000 рублей за единицу.

Танки ИС-3 прошли несколько модернизаций. В 1948 году конструкторы усилили крепление двигателя, изменили крепление КПП и конструкцию главного фрикциона, вместо радиостанции 10-РК установили радиостанцию 10-РТ, а ручной маслоподкачивающий насос заменили электрическим. Стоимость работ по модернизации одного танка в среднем составила от 190 до 260 тыс. рублей, но надёжность ИС 3 так и не была доведена до уровня, необходимого заказчику.

В начале 50-х годов над конструкцией ИС-3 снова провели работы по её усовершенствованию – жёсткость корпуса увеличили путём добавления рёбер жёсткости на кормовой лист и раскосов в днище. Главные изменения коснулись двигателя, который заменили на модернизированный вариант В-54К-ИС мощностью 520 л.с., снабжённый воздухоочистителем ВТИ-2 с двойной степенью очистки воздуха и эжекционным способом удаления пыли. Для более глубокой посадки КПП в днище под ней вырезали технологическое отверстие, которое снаружи внахлёст заварили латкой – таким образом, получилась ниша, позволившая улучшить крепление коробки. Произошли некоторые изменения и в вооружении танка – пулемёты ДШК и ДТ были заменены на модернизированные модели ДШКМ и ДТМ.

Четыре 90-литровых навесных бака заменили на два 200-литровых, механик-водитель получил новый прибор ночного видения ТВН-2, было изменено уплотнение вращающегося колпака командирского люка. В систему электрооборудования ввели двухпроводную цепь дежурного освещения, а на корме смонтировали штепсельную розетку внешнего запуска. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменили электрическими, на машины были установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120. Модифицированные танки получили обозначение «ИС-3М».

В Красной Армии (с 1946 года – Советской Армии) ИС-3 использовались, прежде всего, для комплектования подразделений тяжёлых танков Группы войск в Германии и странах Восточной Европы.

Боевое крещение

Первыми боевыми действиями, в которых приняли участия танки ИС-3, оказались венгерские события осени 1956 года. На территории Венгрии располагался советский воинский контингент, использовавшийся для поддержания связи с войсками, находившимися на территории Австрии. В 1955 году войска из Австрии вывели, но в мае того же года Венгрия присоединилась к блоку стран Организации Варшавского договора, поэтому советский контингент остался на её территории уже в качестве союзных войск, получивших название «Особый корпус». В его состав входили 2-я и 17-я гвардейские механизированные дивизии, 195-я истребительная и 172-я бомбардировочная авиадивизии, а также вспомогательные части. В пределах венгерской столицы Будапешта советских войск не было.

По штату 1954 года в состав механизированной дивизии, помимо трёх механизированных полков, входили танковый полк и тяжелый танкосамоходный полк. Количество тяжёлых танков в составе каждой такой дивизии должно было достигать 46 единиц. В середине 50-х годов наиболее распространёнными тяжёлыми танками в Вооружённых силах Советского Союза (далее – ВС СССР) оставались ИС-2 и ИС-3.

23 октября 1956 года в Будапеште прошла 200-тысячная манифестация, изначально носившая мирный характер. Венгры требовали сменить непопулярных руководителей страны, проводивших социально-экономическую политику, навязанную Москвой.


ИС-3, подбитый на улице Будапешта (район кинотеатра «Корвин»). В результате взрыва боезапаса с танка сорвало башню. Октябрь 1956 года

Под прикрытием манифестаций, которые носили ярко выраженный прокоммунистический характер, выступили группы, цели которых были радикально антисоветскими. Начались столкновения с силами охраны правопорядка, в центре города линчевали людей, обвинённых в принадлежности к венгерским органам госбезопасности, появились антиправительственные лозунги. Вечером вспыхнуло вооружённое восстание.

В тот же день в 23:00 начальник Генерального штаба ВС СССР маршал Советского Союза В.Д. Соколовский по телефону ВЧ отдал приказ командиру Особого корпуса генералу П.Н. Лащенко о введении подчинённых ему войск в Будапешт для ликвидации «контрреволюционного мятежа» (план «Компас»). Ночью советские подразделения вошли в город.

В столице Венгрии начались тяжёлые бои, в результате которых восставшим удалось удержать только несколько центральных районов города. Танки и бронетранспортёры, введённые на улицы, были уязвимы для гранат и бутылок с зажигательной смесью, которыми пользовались восставшие, а также противотанковой артиллерии, бившей по ним в упор из подвалов жилых домов. В результате потери советской бронетехники оказались значительными.


Два танка ИС-3, подбитые в районе кинотеатра «Корвин». На заднем плане – ИС-3 с сорванной башней, 30 октября 1956 года

31 октября в связи с требованием правительства Имре Надя вывести советские войска из Будапешта все подразделения ВС СССР оставили город и закрепились в 15–20 км от него. Вокруг Будапешта восставшие начали возводить оборонительный рубеж, на котором оборудовались позиции для противотанковых и зенитных орудий, а также капониры для танков, число которых достигало 100 единиц. В ответ советское командование разработало операцию «Вихрь», в результате которой механизированные дивизии особого корпуса и другие подразделения должны были освободить Будапешт от восставших. Операция началась 4 ноября 1956 года в 6:00. К 7:30 подразделения 2-й гвардейской механизированной дивизии захватили мосты через Дунай, парламент, здания ЦК партии, министерств внутренних и иностранных дел, госсовета и вокзала Нюгати. 87-й тяжелый танкосамоходный полк подполковника Н.Т. Никовского, на вооружении которого были и танки ИС-3, захватил арсенал в районе Фот, а также разоружил венгерский танковый полк.


Советские танки, принимавшие участие в венгерских событиях 1956 года. Впереди ИС-3, за ним Т-34/85, и на заднем плане – плавающий танк ПТ-76 ранних выпусков

5 ноября части 33-й гвардейской механизированной дивизии генерала Г.И. Обатурова после мощного артиллерийского налета, осуществлённого 170-ю орудиями и минометами, штурмом взяли последний укрепленный опорный пункт повстанцев в кинотеатре «Корвин». Зачистка города продолжалась до 6 ноября включительно, а 7 ноября было сформировано новое венгерское правительство.

По официальным данным, за время боёв ВС СССР потеряли 26 танков, из них один ИС-3, три Т-55 и 22 Т-34–85. Стала известной фотография одного уничтоженного танка ИС 3 с сорванной взрывом башней – у него сдетонировал боекомплект. Рядом с ним на фото можно увидеть и второй подбитый ИС-3 с восставшими венграми возле него. По-видимому, второй танк был отбит обратно во время ноябрьского штурма, восстановлен и потому в список безвозвратно потерянной техники не вошёл.

Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР. После модернизации, проводившейся вплоть до 1960 года, танки ИС-3М эксплуатировались в войсках до конца 70-х годов, после чего отправлялись на хранение или же, по окончании срока эксплуатации – на списание. При списании машины шли на переплавку или могли использоваться на танковых полигонах в качестве мишеней. Часть ИС-3 использовалась в укрепрайонах на советско-китайской границе в качестве неподвижных огневых точек. Полностью они были сняты с вооружения уже российской армии в 1993 году вместе с другими тяжёлыми танками ИС-2 и Т-10.

Страны Варшавского договора ИС-3 не производили, и на вооружение их армий он не поступал. Два ИС-3 были переданы для ознакомления танковым подразделениям Войска Польского, однако дальнейшие поставки не осуществлялись, а имевшиеся танки принимали участие только в парадах. Впоследствии одна из этих машин использовалась как учебная, пока не была утилизирована, а вторая оказалась в Высшей офицерской школе танковых войск имени С. Чарнецкого, где до сих пор экспонируется в музее при этом учебном заведении.

Один ИС-3 был передан вооружённым силам Чехословакии. После окончания войны в Корее часть танков ИС-3 была передана правительству КНДР, из которых были сформированы два полка этих машин.

Боевая «карьера» ИС-3 на Ближнем Востоке

В конце 50-х годов танки ИС-3 начали поставляться Республике Египет, и уже 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь Дня независимости в Каире. Всего до 1967 года Египет получил около сотни танков этой модели.
Во время Шестидневной войны, начавшейся 5 июня 1967 года, египетские ИС-3 вместе с другой поставленной СССР бронетехникой приняли на себя основной удар бронетанковых сил Израиля.

Танки ИС-3 находились на вооружении 7-й пехотной дивизии армии Египта, занимавшей оборону на рубеже Хан-Юнис–Рафах. Ещё 60 танков ИС-3 состояли на вооружении 125-й танковой бригады, которая занимала боевые позиции близ Эль-Кунтиллы. ИС-3 были очень медленными и неповоротливыми для современного танкового боя, отличались низким темпом огня, а их двигатели быстро перегревались в условиях Синайской пустыни. Кроме того, ИС-3 не могли вести огонь с хода, так как их башенные орудия не были снабжены стабилизаторами. И все же основными факторами, приведшими к разгрому египетских танковых подразделений, оказались не недостатки техники, а низкий морально-боевой дух египетских танкистов и их плохая подготовка.

Ни базуки израильских десантников, ни другое противотанковое вооружение, ни «Ишерманы» (израильская модификация американских танков М-50 «Шерман», вооружённые 105-мм французскими орудиями CN-105-F1), не пробивали лобовую броню ИС-3. Только «Магах-3» (модернизированные американские М-48А2 «Паттон-III», также вооружённые 105-мм танковыми пушками) с трудом могли поразить эти танки на приемлемых боевых дистанциях, поэтому все израильские машины этой модификации использовались на Синайском полуострове против египетской армии.

С танками ИС-3 израильтянам пришлось столкнуться уже в первый день войны в ходе штурма Рафахского укреплённого района. Здесь египетская армия создала мощный оборонительный рубеж с траншеями, рвами, минными полями, противотанковыми и противопехотными заграждениями. Оборону на рубеже занимала 7-я пехотная дивизия, в состав которой входил один батальон танков ИС-ЗМ. На Рафах наступала моторизованная бригада израильских парашютистов при поддержке танкового батальона «Магах-3» под командованием полковника Ури Барома.

Первой успеха добилась рота лейтенанта Эйн-Гиля, сражавшаяся на южном участке Рафахского укрепрайона. С шестью египетскими ИС-3 на встречных курсах завязали бой четыре «Магах-3», а ещё пять израильских танков вышли к египтянам в тыл. Ведя огонь сзади с дистанции 1000 метров, израильтяне подбили два ИС-3М, а потом ещё три, когда остававшиеся танки пытались сменить позицию.


Египетский танк ИС-3 после боя с ротой лейтенанта Эйн-Гиля на южном участке Рафахского укрепрайона

Четыре «Магах-3» другой роты батальона, которой командовал капитан Дани, столкнулись с пятью контратаковавшими их ИС-ЗМ. Израильтян выручила быстрота их танков и скорострельность башенных орудий. В течение нескольких минут все пять ИС-ЗМ были подожжены, но новые подошедшие ИС-3 завязали бой на дальней дистанции, на которой советские танки с их мощным лобовым бронированием и 122-мм пушками обладали преимуществом. В результате боя от всей израильской роты осталось только четыре танка.

В бою под Рафахом произошел боевой эпизод, который упоминается практически во всех источниках, посвящённых боевому применению ИС-3 за рубежом. Израильтянам удалось уничтожить один тяжёлый танк, забросив гранату внутрь боевого отделения через открытый люк. Многие зарубежные источники утверждают, что египетские танкисты панически боялись не успеть покинуть танк в случае, если он будет подбит, и сгореть заживо, а потому держали люки своих танков открытыми. На самом деле, при атаке израильских десантников механик-водитель египетского ИС-3М открыл люк, чтобы лучше сориентироваться на местности. С расстояния в 40 метров один из израильских парашютистов умудрился попасть в открытый люк из гранатомёта, и граната взорвалась в боевом отделении. Два танкиста погибли на месте, ещё двое, объятые пламенем, успели покинуть танк.

6 июня танковая группировка генерала Ариэля Шарона вышла к Нахле, где обнаружила множество брошенных танков 125-й египетской танковой бригады, среди которых было более тридцати практически новых ИС-ЗМ с почти нулевым пробегом на спидометрах. Всего за шесть дней боевых действий израильтяне подбили и захватили в виде трофеев 820 танков противника, из которых 73 составляли тяжёлые танки ИС-3М. На часть захваченных ИС-3М израильтяне установили двигатели В-54 с подбитых или трофейных танков Т-54А, меняя одновременно с двигателем и крышки моторно-трансмиссионных отделений. Советские тяжёлые танки находились на вооружении ЦАХАЛа до начала 70-х годов, часто принимая участие в военных парадах.


Египетский танк ИС-3М, захваченный израильтянами, на параде в Иерусалиме, 1968 год

Два танка ИС-3 использовались израильтянами в ходе Войны на истощение 1969–70 годов в качестве неподвижных огневых точек в укрепленном пункте «Темпо» («Окраль») на так называемой «Линии Бар-Лева», находившемся в десяти километрах к югу от Порт-Саида. На танках была демонтирована трансмиссия и силовая установка, а высвободившееся пространство использовалось для размещения дополнительных снарядов и зарядов. Еще две такие огневые точки установили в укрепленном пункте «Будапешт», созданном на берегу Средиземного моря в двенадцати километрах к востоку от Порт-Саида. Интересно, что во время Войны Судного дня 1973 года эти машины были отбиты у израильтян прежними хозяевами. К этому времени у египтян ещё оставался полк танков ИС-3М, но подробности его участия в боевых действиях автору неизвестны.

В начале 80-х годов египетская армия официально сняла с вооружения ИС-3 и ИС-3М – танки были отправлены на переплавку или проданы в различные музеи бронетанковых войск.

С постамента – в бой

Летопись боевого применения ИС-3 пополнилась новыми страницами уже в наше время. Летом 2014 года военные формирования самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, оборонявшие города Славянск и Константиновка от подразделений Вооружённых сил Украины (далее – ВСУ) и добровольческих батальонов, мобилизовали танк, установленный в Константиновке в качестве памятника. Силовая установка ИС-3 была отремонтирована, и машина покинула постамент своим ходом. Так как к его 122-мм орудию Д-25Т подходят выстрелы для 122-мм гаубицы Д-30, проблем с боезапасом не возникло.

По данным ДНР, ИС-3 использовался для ведения огня по блокпостам ВСУ, в результате чего несколько военнослужащих ВСУ было убито и ранено. Танк успешно избежал ответного огня и был оставлен ополченцами целым и невредимым, когда они отступали из Славянска и Константиновки в Донецк. Сейчас этот танк экспонируется в киевском Музее вооружённых сил Украины.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Советский исследуемый тяжёлый танк восьмого уровня World of Tanks — ИС 3. По своим тактико-техническим параметрам, ИС-3 считается тяжёлым танком прорыва.

Для более углубленного понимания советского тяжа ИС-3 необходимо разобрать полностью обзор всех возможностей. ИС 3 имеет неплохую для тяжа динамику, сокрушительный урон за выстрел — 390 единиц , отличное бронирование и экранированные борта.

Эти особенности позволяют комфортно чувствовать себя в любых ситуациях на полях сражений. В зависимости от позиции в списке команды, танк можно использовать по-разному. С одноклассниками – ИС-3 может прорывать направление, уверенно вытанковывая урон.

С высокоуровневыми противниками танк может поддерживать атаку сокомандников. Кроме этого, тяж может быстро менять фланги, выполняя функцию среднего танка.

Разумеется, что даже знаменитый «щучий нос», который является визитной карточкой третьего ИСа, не лишён недостатков. При постановке ромбом, повышается риск пробития ВЛД. Кроме этого, нарекания вызывают запас прочности, небольшой радиус обзора — 350 метров и слабые углы вертикального наведения орудия.


Экипажа танка ИС 3 состоит из 4 человек. Выбор выкачиваемых перков для ИС-3, характерен для любого тяжёлого танка в игре. Из персональных навыков, можно использовать такой набор:


«Шестое чувство» — обязательный навык для командира.
«Плавное вращение башни» — пригодится наводчику.
«Король бездорожья» — поможет механику-водителю.
«Бесконтактная боеукладка» — идеально подходитзаряжающему.

Среди обязательных перков выкачиваются следующие умения: «Скорость ремонта», «Боевого братства», «Маскировки». Обратите внимание, что к выбору умений нужно относиться рекомендательно.

Например, вместо «Маскировки» для механика-водителя можно выкачать перк «Король бездорожья». Это сделает танк более заметным, зато повысит параметры проходимости по сложным грунтам.

Чтобы скрыть недостатки машины, необходимо правильно подобрать дополнительное оборудование. Основная задача игроков на ИС-3 – это максимально реализовать наносимый урон, который, кстати, составляет 390 единиц за выстрел.


Кроме этого, не нужно забывать о посредственной точности, не самом хорошем времени сведения и стабилизации. Поэтому оптимальный набор модулей будет выглядеть таким образом:

  • Досылатель.
  • Вентиляция.
  • Стабилизация вертикального наведения.

Нужно уточнить, что некоторые игроки предпочитают ставить усиление приводов наводки, сокращая время сведения, против улучшения всех характеристик машины. Однако такой выбор зачастую неоправдан.

Дело в том, что вентиляция даёт дополнительный бонус ко всем характеристикам, в том числе и скорости сведения. Если выкачать всем членам экипажа навык «Боевого братства», то получается полноценный бонус, равносильный использованию дополнительного пайка. Кроме того, это сокращает время перезарядки орудия, что позволяет уверенно ощущать себя в ближнем бою.

Выбор снаряжения


Здесь тоже всё выглядит довольно стандартно для этого класса техники. В частности, выбор для ИС-3 будет следующим:

  1. Огнетушитель (ручной).
  2. Ремкомплект (малый).
  3. Аптечка (малая).

Вместо огнетушителя можно сделать выбор в пользу доппайка, чтобы получить дополнительный бонус к навыкам танкистов.

Самый главный вопрос новичков, куда проще всего пробить ИС 3 в бою. Всё очень просто, щучий нос легко пробивается если знать значения пробития своего ордуия, на изображении ниже представлено детальное обозначения зон пробития ИС 3.

Основные места, нижний броне лист, стрельба в ВЛД желательна только если пробитие больше 205 мм. И главное не попасть в закрепленный гусеничный трак, ведь он добавляет 20 мм бронирования.

Как играть на ИС 3

Для определения тактика ведения боя на ИС 3, начать следует с того, что машина очень легко осваивается даже неопытными игроками. Кроме того, не будем забывать, что «тройка» – это машина первой линии, поэтому не нужно настреливать дамаг по чужому засвету скрываясь в зелёнке.

Танк должен находиться впереди, максимально пользуясь мощью своего орудия. При этом, бросаться в гордом одиночестве в кучу врагов явно не стоит: светляки и ст запросто «заклюют» любого тяжа. Кроме этого, характерная для «советов» низкая точность и долгое сведение не способствуют перестрелкам на расстоянии. Поэтому идеальные условия для ИС-3 – это городские карты.

Чтобы полностью насладиться высоким потенциалом техники, необходимо научиться грамотно играть от брони: держаться в укрытии, подставлять башню и танковать бортовыми экранами. Кстати, экраны гасят попадания не только от одноклассников, но и высокоуровневых противников.

Если появляется необходимость покинуть укрытие, не стоит выезжать ромбом, надеясь на рикошет. В таком положении, ВЛД встаёт плоскостью, соответственно при попадании гарантированно будет пробитие.

ИС-3 один из немногих танков в игре, который ловит рикошеты под прямым углом: «щучий нос» выполняет свою функцию. При этом не нужно забывать о танце: отклонение корпуса из стороны в сторону под углами в 5-10 градусов. Этот приём затрудняет выцеливание слабых мест, повышает вероятность непробития и даёт время на перезарядку орудия.

ИС-3 хорошо чувствует себя в клинче, но только с противниками, равными по силуэту. Сходясь с высокими машинами, ИС подставляет крышу башни, где всего 20 мм брони. Всегда помните один важный нюанс: любой танк хорошо танкует с полным запасом прочности. Поэтому отсиживаться в кустах на такой машине со 100% здоровья будет просто верхом безумия.

ИС 3 видео

Советский тяжёлый танк ИС-3 появился в то время, когда конец Второй мировой войны становился всё ближе и мог стать грозным оружием, если бы успел повоевать. Но всё, что ему досталось - это парад победы, проходящий в Берлине, на котором танк оказал сильное впечатление на зрителей из западных стран.

Его судьба оказалась довольно сложной, ИС-3 повоевал, но в неподходящих для себя условиях и с более совершенными врагами. Стоит добавить, что как Т-10, так и ИС-7 унаследовали форму лобовой брони, а на многих постаментах установлены именно ИС-3 как символ победы над фашизмом.

Создание

Опыт столкновений с вражеской техникой показал, что ИС-2 имеет ярко выраженные недостатки, которые надо исправлять.

Поэтому началась разработка ИС-3, призванного заменить своего предшественника.

Эта программа была утверждена в апреле 1944 года, а разработка велась в Челябинском Кировском заводе под руководством Балжи.

Параллельно работы по созданию танка велись и на заводе №100, позже предложившем непривычную внешне лобовую деталь, получившую название щучий нос.

Первая партия была создана в мае 1945 года, а в том же году,7 сентября, ИС-3 строем прошли по Шарлоттенбургскому шоссе, участвуя в параде Победы, ровно через год они прошли по Красной площади в Москве.

Конструкция и компоновка

Анализируя уничтоженные машины стало ясно, что большая часть, как ИС-2, так и Т-34-85 уничтожалось или повреждалось в лобовую часть башни, подлежащую изменению в первую очередь. Также литая лобовая деталь корпуса не была способна выдерживать попадания из немецких пушек, а баки с топливом в боевом отделении не способствовали пожаробезопасности экипажа.

Зато трансмиссия, ходовая часть и силовая установка оказались удачными и должны были остаться без изменений.

Можно сказать, что главной задачей стало создание танка, остававшегося в прежних весовых границах, но обладающего при этом гораздо лучшей защитой.

ИС-3 создали по классической компоновочной схеме, сходной с ИС-2. Корпус делился на четыре отделения.

Место механика-водителя находилось в первом из них - управления. Вместе с изменением формы лобовой детали появился люк для водителя на крыше корпуса и перископический прибор наблюдения МК-4.

За перегородкой, в которой были съёмные листы с круглыми люками, предназначенными для удаления пороховых газов из танка, следовало моторное отделение. Внутри находился двигатель со всеми дополнительными агрегатами и внутренние топливные баки.

Трансмиссионное, последнее по счёту, находилось сзади. В него устанавливались фрикцион, коробка передач, редукторы и планетарные механизмы поворота.

Из-за плотной компоновки пришлось дополнительно разместить снаружи отстёгивающиеся топливные баки.

Корпус

Первостепенной задачей при создании нового танка стало увеличение защиты при неизменном весе. ИС-3 не должен был пробиваться Тиграми и Пантерами с любой дистанции. На первый взгляд это могло показаться неразрешимой задачей, однако, выход оказался довольно простым и оригинальным в тоже время.

Броня располагалась под сильными наклонами и была сильно дифференцирована, собиралась при использовании сварки. Лобовые листы толщиной 110 мм установили под двойным наклоном 56° и 43° к вертикали, создав таким образом бросающийся в глаза необычный лоб корпуса, названный щучьим носом.

Такая форма брони позволила обеспечить защиту от большинства современных орудий, например, 8,8 cm Pak 43 или 7,5 cm Pak 40, что было подтверждено на полигоне, когда немецкая 88 мм и советская 122 мм пушки оставили лишь вмятины на корпусе.

Борта ИС-3 тоже обладали сложной формой и состояли из двух частей толщиной по 90 мм- верхней с наклоном 60° и нижней вертикальной. Дополнительно верхняя часть закрывалась экранами толщиной 30 мм и углом наклона 30°.

Башня

ИС-3 получил новую каплевидную башню, производящуюся с помощью литья и обеспечивающую отличную защиту. Её толщина плавно менялась от 255 мм в лобовой части до 220 мм по бокам внизу и 110 мм вверху. Вся броня была расположена под наклоном - от 42° до 59°.

Также имелась маска орудия толщиной 250 мм, дополнительно защищающая ослабленное место.

Несмотря на мощную броню, во время испытаний один из выстрелов, произведённых из пушки калибра 88 мм, пробил лоб башни при стрельбе с расстояния 300 метров.

Для экипажа на крыше башни расположили люк с двумя крышками, на правой из которых установили смотровой прибор заряжающего МК-4, аналогичный имеющемуся у наводчика, а на левой - командирский люк вместе с прибором наблюдения ТПК-1.

Интересной особенностью стала автоматизация поворота башни, которая позволяла командиру навести орудие на цель в своём прицеле одним нажатием кнопки.

Сам механизм поворота был планетарным, с электрическим и ручным приводом.

Вооружение

Основное орудие Д-25Тс двухкамерным дульным тормозом и раздельным заряжанием перекочевало на ИС-3 с ИС-2, поскольку вполне отвечало требованиям.

По наследству перешёл главный недостаток орудия - низкая скорострельность, в лучшем случае достигающая немногим более 2 выстрелов в минуту.

Боекомплект составляло 28 снарядов. 18 осколочно-фугасных, уложенных в укладки серого цвета, и 10 бронебойных, уложенных в чёрные. Подобное деление по цветам применялось для ускорения работы заряжающего.

В маске вместе с орудием устанавливался пулемёт ДТ калибром 7,62 мм и боекомплектом 756 патронов, а на крыше располагался зенитный ДШК калибром 12,7 мм с боекомплектом 250 патронов.

Двигатель и трансмиссия

Для силовой установки выбрали дизельный двигатель V-12 В-11-ИС-3, развивающий мощность до 520 л.с. Он имел объём 39 литров и охлаждался закрытой жидкостной системой охлаждения, получившей котёл для подогрева с помощью паяльной лампы охлаждающей жидкости при применении танка в условиях низкой температуры.

В качестве стартера применялся электрический СТ-700, который дублировался системой запуска с помощью сжатого воздуха.

На ИС-3 установили механическую трансмиссию, получившую четырёхступенчатую коробку передач и демультипликатор, благодаря чем у танка было 8 передач хода вперёд и 2 назад.

Поворот осуществлялся за счёт двух планетарных механизмов.

Такая конструкция позволяла разгонятся ИС-3 до 40 км/час, имея удельную мощность 11,2 л.с./т.

Внутренняя топливная система состояла из 4 баков ёмкостью 450 литров в сумме, её дополняли 4 наружных объёмом 360 литров.

Запас хода находился на уровне примерно 185 км по шоссе.

Ходовая часть

Шасси танка позаимствовали у ИС-2, отличия получились лишь в механизме натяжения гусениц.

Впереди на каждой из сторон располагалось направляющее колесо вместе с новым механизмом натяжения, за ним шесть опорных и три поддерживающих катка, а сзади ведущее зубчатое колесо.

Каждый из опорных катков имел свой узел независимой торсионной подвески, на бортах корпуса имелись упоры балансира, ограничивающие движения подвески во время езды по неровной поверхности.

Модификации

Вскоре стало понятно, что у ИС-3 довольно много недоработок и недостатков, поэтому в 1946 году была созвана комиссия для их анализа, а с 1948 по 1952 годы все ИС-3 подверглись исправлению конструктивных недостатков.

В конце 50-х годов приняли решения поднять уровень танка до более современного, в результате появился ИС-3М.

Он получил корпус увеличенной жёсткости, двигатель В-54К-ИС, новые пулемёты ДШКМ и ДТМ, прибор ночного видения ТВН-2, воздухоочистители ВТИ-2, усиленные узлы подвески, новое электрооборудование и устройства радиосвязи.

Хоть такое комплексное усовершенствование значительно повысило ТТХ и надёжность, но его время уже прошло, поэтому ИС-3М после модернизации ставились на долгосрочное хранение.

На базе Ис-3 было создано 2 оригинальные машины - Объект 704 и Объект 757.

Объект 704 обладал рекордно низкой высотой и мощной защитой для тяжёлых советских САУ , но тесная компоновка и большая длина отката оказались слишком неудачными для экипажа, в связи с чем эта экспериментальная машина так и не была принята на вооружение. Другим названием этой САУ было ИСУ-152 образца 1945 года.

Объект 757 был изготовлен в 1952 году и вёл стрельбу управляемыми противотанковыми ракетами Рубин на дальность до 4 км. Из-за недостатков ракет, появления Объекта 772 и морального устаревания тяжёлых танков, он так и остался в единственном экземпляре.

Эпилог

ИС-3 в составе советских войск смог повоевать лишь в Будапеште в 1956 году.

В 1967 году, во время Шестидневной войны, израильские М48А2 Паттон буквально разгромили египтян на ИС-3М, поскольку тяжёлым советским танкам не хватало ни подвижности, ни скорострельности, ни современных систем управления огнём, ни выучки экипажей.

Лучше всего ИС-3 проявил себя на параде в Берлине, хоть это и забавно звучит. Но не стоит в чём-то винить танк или его конструкторов. Время тяжёлых танков потихоньку кончалось, появлялось ракетное вооружение и менялся взгляд на использование бронетехники.

ИС-3 создавался как сильно усовершенствованная версия ИС-2, а не принципиально новый танк. И с этой ролью он отлично справился.