Государство вводит новые меры по выявлению зарубежных счетов чиновников. Главой государства по Конституции США является? Судебная власть России

Одним из важнейших элементов государственного механизма является глава государства. Термин "глава государства" впервые был применен в ст. 14 французской Конституционной хартии от 4 июня 1814 г., которая провозглашала, что "Король - верховный глава государства.", а также в проекте Вюртембергской конституции (март 1817 г.), где в §4 было указано, что "Король - глава государства.". В дальнейшем сентенция "Король - глава государства" была заимствована конституционным законодательством многих европейских государств.

Постепенно в научной литературе утверждается позиция относительно аналогичности во всех существенных элементах компетенции глав в конституционных монархиях и президентских республиках. При этих условиях срок "глава государства" начал распространяться и на президента республики, став общим названием для единоличных органов государственной власти, олицетворяющих государство в целом.

На сегодня термин "глава государства" используется для определение конституционного органа и одновременно высшего должностного лица государства. Как правило, это единоличный орган общей компетенции, один из высших органов государственной власти.

Глава государства - это высшее должностное лицо государства и в то же время конституционный орган, который занимает высшее место в системе органов государственной власти, осуществляет верховное представительство во внутренней и внешней политике, является символом государственности и национального единства.

В разных странах роль, функции, полномочия и значение главы государства значительно отличаются друг от друга.

В конституциях многих стран определено, что:

Во-первых, глава государства структурно не относится ни к одной ветви государственной власти. Например, в п. 1 ст. 55 Основного Закона ФРГ 1949 г. указано, что "Федеральный президент не может входить ни в состав правительства, ни в законодательный орган Федерации или любой земли", в п. 1 ст. 30 Конституции Венгрии 1949 г. в редакции 2011 г. установлено, что "должность Президента Республики несовместима с другими государственными, общественными или политическими должностями или полномочиями.", в ч. 2 ст. 84 Конституции Итальянской Республики 1947 г. определено, что "пост Президента Республики несовместим с любой другой должностью", а в ст. 38 Конституции Латвийской Республики 1922 г. в редакции 1998 г. - "должность Президента Республики несовместима с другими профессиональными занятиями." ;

Во-вторых, глава государства структурно относится к органам законодательной и исполнительной власти. Например, в ст. ст. 36, 37 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г. установлено, что "федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом" и "Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определенных Конституцией", в п. 1 ст. 53 и ст. 79 Конституции Республики Индия 1949 г. определено, что "исполнительная власть в Союзе принадлежит Президенту..." и "...Парламент Союза... состоит из Президента и двух Палат...";

В-третьих, глава государства структурно относится к органам исполнительной власти. Например, согласно ст. 99 Конституции Азербайджанской Республики 1995 г. "в Азербайджанской Республике исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики", в ст. 76 Конституции Федеративной Республики Бразилия 1988 г. указано, что "исполнительная власть осуществляется Президентом Республики.", в ст. 33 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. определено, что "Великий герцог один осуществляет исполнительную власть", а в разд. 1 ст. II Конституции США 1787 г. - "исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки.";

В-четвертых, глава государства является символом власти и государства, и не наделен реальными полномочиями. Например, в ст. 1 и ч. 1 ст. 4 Конституции Японии 1946 г. определено, что "Император является символом государства и единства народа...", но он "не наделен полномочиями, которые связаны с выполнением государственной власти", в §5 и §6 Закона Королевства Швеции "Форма правления" от 27 февраля 1974 г. указано, что "главой государства является Король или Королева.", но "правит государством Правительство.".

Конституции большинства стран юридически закрепляют политическую объединительную роль главы государства, которая заключается в том, что он является носителем высшей власти, высшим представителем государства в международных отношениях, гарантом национальной независимости, территориальной целостности, символом единства нации и государства. Например, в п. 1 ст. 99 Конституции Аргентинской Нации 1853 г. в редакции 1994 г. указано, что Президент Республики "является Верховным главой Нации и главой Правительства, политически ответственный за общее управление страной", в п. 1 ст. 12 Конституции Ирландии 1937 г. в редакции 1995 г. определено, что "Президенту Ирландии. принадлежит первенство по отношению к всех других лиц в государстве...", в ч. 1 ст. 87 Конституции Итальянской Республики 1947 г. - "Президент Республики является главой государства и представляет национальное единство", в ст. 5 Конституции Французской Республики 1958 г. провозглашено, что "Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности.", в ст. 102 Конституции Украины 1996 г. - "Президент Украины является главой государства является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины.", а согласно ст. 73 Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. - "главой государства является Президент республики. Он обеспечивает суверенитет народа. охраняет национальную єдність. устанавливает разграничение между ветвями публичной власти.".

В современных государствах с монархической формой правления главой государства является монарх, а в государствах с республиканской формой правления - президент. И хотя конституционно - правовая генеза президентства, своим корнями уходит института монарха, их конституционно-правовой статус существенно отличается.

Конституционный статус монарха характеризуется прежде всего тем, что он властвует бессрочно по собственному праву и считается источником всей власти в стране. Его власть не является производной от волеизъявления какого-либо другого государственного органа или избирательного корпуса, что присуще республикам. В конституциях государств с монархической формой правления, как правило, содержатся положения о том, что монарх как глава государства или как формальный глава исполнительной власти не несет за свои действия политической, гражданской, уголовной и административной ответственности. Считается, что он действует по совету своих министров, которые и несут ответственность. Например, в ст. 88 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г. провозглашено, что "лицо Короля неприкосновенна; его министры ответственны", в ст. 13 Конституции Королевства Дания 1953 г. определено, что "Король не несет ответственности за свои действия; его особа неприкосновенна. Ответственность за правления несут министры...", в п. 2 ст. 42 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. указано, что "министры, а не Король, несут ответственность за деятельность правительства". Также провозглашается неприкосновенность самой личности монарха. Это прежде всего означает, что он не может быть обвинен в нарушении норм права и не подлежит судебному преследованию. Кроме того, посягательство на личность монарха относят к наиболее тяжких преступлений.

К особенностям конституционного статуса монарха также следует отнести подражание его власти представителями правящей династии и наличие у него, кроме его полномочий, личных прав, льгот и привилегий (право на трон, титул, на символы власти - корону, скипетр, мантию, печать, на двор, на церемониал, на государственное содержание, устанавливается законом и уплачивается по гражданским письмом и т.п.). Например, в ст. 56 Конституции Королевства Испания 1978 г. указано, что "1.^ Король - глава государства, символ его единства и преемственности. 2. Его титул - Король Испании, однако он может пользоваться другими титулами, которые соответствуют Короне" в ст. 43 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. в редакции 1948 г. определено, что Великому герцогу "гражданский лист устанавливается в сумме триста тысяч золотых франков в месяц.", в ст. 44 этой Конституции установлено, что "в качестве резиденции Великому герцогу предоставляется Великогерцогський дворец в Люксембурге и замок Берг", в п. 1 ст. 40 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. -- "Король получает ежегодное содержание от государства.", а в п. 2 этой статьи установлено, что "утримання. не подлежит налогообложению.". Необходимо отметить, что современные монархи практически не пользуются символами власти, за исключением Королевы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II.

Еще одной особенностью статуса монарха является то, что в конституциях отдельных стран установлено требование монарха - его принадлежность к государственной (официальной) церкви. Так, в Великобритании предусматривается обязательная принадлежность монарха к англиканской церкви, в Дании, Норвегии, Швеции - лютеранской, в Таиланде - до будистської. Например, в п. 6 ч. II Конституции Королевства Дания 1953 г. провозглашено, что "Король должен быть членом Євангелічеської Лютеранской Церкви".

В отличие от монарха, глава государства в республике - президент, который осуществляет свои полномочия на основании мандата, полученного по результатам выборов (прямых или косвенных). В основном их полномочия как главы государства являются тождественными.

В современной науке выделяют несколько юридических форм главы государства, при которых функции главы государства выполняет:

1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония);

2) единоличный монарх, избираемый правящей семьей (династией) (Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия);

3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный срок монархами субъектов федерации из своей среды (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты);

4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (Бразилия, Индия, Италия, Германия, Португалия, США, Франция);

5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок. Например, в ст. 176 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации 1998 г. указано, что "1. Президент конфедерации является председателем Федерального Правительства. 2. Президент конфедерации и Вице-президент Федерального правительства избираются Федеральным правительством из числа своих членов на один год", а в ст. 89 Конституции Республики Куба 1976 г. определено, что "Государственный Совет является органом Национальной Ассамблеи Народной власти. она имеет коллегиальный характер и осуществляет верховное представительство кубинской государства.";

6) глава правительства (премьер - министр в землях Германии), который осуществляет одновременно функции главы государства;

7) должностное лицо (генерал - губернатор), которая действует от имени монарха (британской королевы) в государствах, являющихся членами Содружества. Ныне из 49 стран Содружества она является главой государства в 17 государствах (Австралия, Барбадос, Канада, Новая Зеландия, Ямайка и другие);

8) соправителі (Епископ Урхельський и Президент Франции), которые являются равноправными главой государства Княжества Андорра и капитаны - регенты (Сан - Марино);

9) единоличный или коллегиальный глава государства, который получил власть незаконно, то есть узурпировал ее путем государственного или военного переворота.

Институт главы государства постоянно эволюционирует. Это привело к тому, что термин "глава государства" уже не дает возможности в полном объеме охарактеризовать сущность, функции и компетенцию этого органа, который в отличие от парламента (который во всех странах является высшим представительным и законодательным органом) выполняет различные функции и наделен различным правовым статусом.

Итак, исходя из сказанного, можно констатировать, что в большинстве современных странах функционирует единоличный глава государства, конституционный статус которого зависит от формы государственного правления, принятой в той или иной страны, характера существующего в стране политического режима, а также от других обстоятельств, в том числе от обычаев и традиций. Например, в Украине Президент как Глава государства сочетает сразу три статуса: представителя государства во внутри - и внешнеполитических отношениях, Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины и руководителя внешнеполитической деятельности.

- (head of state) Олицетворяет политическую общность и целостность государства, а также выполняет церемониальные обязанности представления государства как в своей стране, так и во внешней политике, например при наложении на государство договорных… … Политология. Словарь.

Высшее должностное лицо, считающееся носителем ис полнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних сношений. В монархиях (Великобритания, Дания, Швеция, Испания, Япо ния и др.) ГЛАВА ГОСУДАРСТВА монарх (король, император … Финансовый словарь

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, высшее должностное лицо (изредка коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства (см. ГОСУДАРСТВО). Как правило, глава государства является носителем исполнительной власти. В монархических государствах… … Энциклопедический словарь

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, высшее должностное лицо государства, являющееся носителем исполнительной власти. Представляет государство во внешних сношениях, обычно является верховным главнокомандующим вооруженными силами. глава государства при… … Современная энциклопедия

Глава государства - (англ. Head of the State) высшее должностное лицо или орган, верховный представитель государства внутри страны и во внешних сношениях, символ единства нации, государства. Г.г. в различных странах либо не входит ни в какую ветвь гос ной власти… … Энциклопедия права

Высшее должностное лицо (значительно реже коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В монархических государствах (Великобритания, Швеция, Испания, Япония) Гг. является… … Юридический словарь

- (Head of State), США, 2003, 95 мин. Комедия. Мейс Гильям политик неудачник, который не устраивает даже собственных коллег по партии. Однако после смерти партийного лидера, Гильяма выдвигают в качестве кандидата на пост президента США. Кто же… … Энциклопедия кино

глава государства - ▲ глава государство президенство. президент выборный глава государства. канцлер. рейхсканцлер. дож. ↓ указ … Идеографический словарь русского языка

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - высшее должностное лицо (значительно реже коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В парламентарных монархиях (Великобритания, Швеция, Испания, Япония) Г.г. является… … Юридическая энциклопедия

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - высшее должностное лицо государства, получающее свои полномочия в порядке наследования (монарх король, царь, император, шах и др.) или выборов (президент, глава республики, председатель республики). Часто глава исполнительной власти. В ряде стран … Энциклопедический словарь конституционного права

Книги

  • , В. Е. Чиркин Категория: Учебники для ВУЗов Издатель: Инфра-М, Норма , Производитель: Инфра-М, Норма ,
  • Глава государства. Сравнительно-правовое исследование: Монография , Чиркин В.Е. , Автор предлагает новую концепцию института главы государства в системе единства государственной власти и разделения ее ветвей. Рассматриваются юридический статус главы государства и его… Категория: Научные издания, теории, монографии, статьи, лекции Серия: Издатель:

Законопроект, согласно которому Генеральная прокуратура РФ должна получить новые полномочия в сфере противодействия коррупции. Согласно проекту закона, надзорное ведомство сможет проверять наличие у российских чиновников зарубежных счетов во взаимодействии с органами иностранных государств. По закону, госслужащие из России не могут открывать счета, хранить деньги и ценности в банках других стран и пользоваться их финансовыми инструментами.

Значение антикоррупционной темы в России повышается, и власть на это реагирует, сказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора .

«Запрос населения на позитивные результаты в антикоррупционной деятельности растет. В 2014 году эта тема отошла на периферию в связи с проблемами геополитики — все консолидировались, все вместе. Сейчас это уходит — во внешней политике сохраняется, но не переносится на внутреннюю. Видимо, власть должна на это реагировать, тем более что это влияет на отношение к власти в частности после пенсионной реформы. У населения усилилось требование справедливости и солидарности. А поскольку в обществе есть представление о высокой коррумпированности лиц, то и требования к антикоррупционной политике растут», — сказал он.

Коррупция неизменно входит в лидеры проблем, которые волнуют россиян. Таковой ее в августовском опросе называли 33% респондентов.

Латентная коррупция

В Генпрокуратуре отмечают «некоторое снижение статистических показателей» в сфере противодействия коррупции. Так, в январе-июне 2018 года ведомство выявило на 13,4% меньше нарушений законодательства о противодействии коррупции, чем за аналогичный период прошлого года — 139,5 тыс. против 161,1 тыс. нарушений.

За последние годы снизилось и количество обвинительных приговоров, сообщили в Генпрокуратуре в ответ на запрос «Газеты.Ru».

В 2016 году с участием прокуроров суды РФ вынесли более 12 тыс. обвинительных приговоров по уголовным делам о коррупционных преступлениях, а в 2017 году — около 11 тыс. приговоров. Верховный суд также сообщал в мае, что число взяткодателей за последние два года сократилось в четыре раза.

Снижение показателей «объясняется тем, что в последние годы имело место сокращение числа выявленных коррупционных преступлений, которое вместе с тем не отражало реального масштаба совершаемых деяний с учетом их высокой латентности», говорится в ответе официального представителя ведомства Александра Куренного «Газете.Ru».

О сокращении показателей говорит и статистика . Согласно сведениям о деятельности СК за январь-июнь 2016 года, расследовано около 3500 преступлений получения взяток, дачи взяток — 3800. В 2017 году за аналогичный период эта статистика сократилась в два-три раза (1500 и 1100 преступлений соответственно). В 2018 году статистика значительно не изменилась — 1400 и 1200 преступлений.

Выявляют больше

Вместе с тем уже в первом полугодии этого года зарегистрировано на 1,7% больше преступлений коррупционной направленности, чем за аналогичный период 2017 года — 18 696 преступлений, сообщили в Генпрокуратуре. Возросло на 3% и число зарегистрированных преступников — 8,7 тыс. человек против около 8,5 тыс. человек. Коррупционные преступления по итогам полугодия заняли 1,9% от общего числа преступлений.

«При этом увеличение показателей за первое полугодие текущего года произошло во многом за счет представляющих повышенную общественную опасность и по существу составляющих ядро коррупционных преступлений, в том числе получения и дачи взяток», — подчеркнул .

Так, за полгода фактов взяточничества зарегистрировано на 5,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (7 519 против 7140). Доля взяточничества составляет 40,2% от общего количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, в том числе мелкого взяточничества — 17,8%.

За полгода Генпрокуратура направила в суды направлено 3,1 тыс. исковых заявлений, что значительно меньше показателя первой половины 2017 года — 4,1 тыс. исков. При этом сумма заявленных исковых требований увеличилась более чем в два раза — 2,8 млрд руб. против 1,1 млрд руб., рассказали в надзорном органе.

Преступление и наказание

«Мы не гонимся за показателями», — отмечают в Генпрокуратуре. Основные усилия сосредоточены на выявлении и предупреждении правонарушений, и привлечении коррупционеров к ответственности, указывает надзорный орган.

За последние годы разгорелось несколько коррупционных скандалов. 2017 год запомнится процессом над экс-министром экономического развития и приговором ему (8 лет колонии строго режима). Резонансным стало и дело бывшего кировского губернатора — он также приговорен к восьми годам в . До этого — дело , губернатора Брянской области , губернатора Сахалина , главы Коми и других.

«Позитивные эффекты от борьбы с коррупцией в основном исчерпаны», — сказал «Газете.Ru» политолог, президент холдинга «Минченко консалтинг» , говоря о громких делах последних лет.

«Не надо обнадеживаться, что подобного рода сбрасывание боярских голов на секиры бунтующих стрельцов будет иметь длительный системный эффект. А для такого эффекта нужно системное улучшение качества жизни населения», — полагает он.

В Генпрокуратуре подчеркивают, что основные усилия ведомства направлены и на возмещение вреда, причиненного актами коррупции. За последние полтора года прокурорами предъявлено 3,7 тыс. исковых заявлений в рамках уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, а также принято иных, в том числе внесудебных, мер на общую сумму 20,7 млрд руб.

Всего за полтора года взыскано в бюджет свыше 900 млн руб.

Помимо уголовного преследования, широко распространена практика привлечения к административной ответственности. За полтора года за коррупционные правонарушения привлекали 10,6 тыс. лиц. «При этом суммы наложенных штрафов являются достаточно внушительными — за все административные правонарушения с коррупционной составляющей в 2017 года — первом полугодии 2018 года наложено штрафов на общую сумму более 2 млрд руб.», — отметили в ведомстве.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

(head of state) Олицетворяет политическую общность и целостность государства, а также выполняет церемониальные обязанности представления государства как в своей стране, так и во внешней политике, например при наложении на государство договорных обязательств. В тех системах, где глава государства не является главой правительства (head of government), он стремится стоять над политикой отдельных партий и представлять интересы нации в целом. Таким главой государства может быть наследственный монарх (форма правления примерно в 30 странах) или президент, избранный опосредованно законодательным органом власти из числа "старейших государственных деятелей", внесших значительный вклад в служение государству. В конце 2-й мировой войны освобожденные от оккупации страны Западной Европы через парламент или референдум решали, сохранять ли им монархическое устройство или учредить республики во главе с президентом. В Восточной Европе власти ликвидировали монархии, и там, как и в СССР, главой государства обычно был председатель парламента – безвестный политик, стоящий во главе безвластного органа, в то время как политическая власть обычно осуществлялась за пределами формального механизма функционирования государства генеральным секретарем коммунистической партии. Ныне в Европе главы государств вполне способны осуществлять власть по собственному усмотрению, если политический процесс временно заходит в тупик. В Италии президенты пытались выражать общенациональные интересы в борьбе с коррупцией в правительстве и с мафией, а король Испании Хуан Карлос сыграл существенную роль в переходе страны от диктатуры к демократии и в сплачивании сил, поддерживающих послефранкистский демократический строй. Британский монарх в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные роли, которые проистекают из роли Короны в лице короля и императора (королевы и императрицы), развивающейся на протяжении XIX в.Во-первых, монарх является главой Содружества наций (Commonwealth) и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах королеву представляет генерал-губернатор, исполняющий от ее имени церемониальные обязанности.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир".Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. .2001 .

Глава государства

должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства, обеспечивающее единство, устойчивость государственной власти, олицетворяющее государство во внутренней и внешней политике. В монархических государствах глава государства – наследственный монарх, в республиканской форме правления – избранный президент. В России республиканская форма правления, и главой государства является Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, целостности РФ. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в ней не менее 10 лет. Максимальный срок пребывания в должности президента – 8 лет. Функции Президента России довольно обширны. Они зафиксированы в статье 4 Конституции РФЫ. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; утверждает военную доктрину России; назначает выборы Государственной Думы и распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией; подписывает и обнародует федеральные законы; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; решает вопросы гражданства, помилования и другие. Президент обладает неприкосновенностью. Он прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья или отрешения от должности. Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, что позволяет реализовать механизм «сдержек и противовесов» властей. И в то же время он действует на основе Конституции и федеральных законов. Если нормативные акты Президента не соответствуют Конституции, суд РФ может их отменить. Другими гарантиями против узурпации власти главой государства является альтернативный характер выборов, всенародные прямые выборы, возможность отрешения его от должности и другие.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ .В.Н. Коновалов .2010 .

Глава государства

высшее должностное лицо (изредка коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства. Как правило, глава государства является носителем исполнительной власти. В монархических государствах (Великобритания, Швеция, Испания, Япония, Саудовская Аравия) главой государства является монарх, власть которого обычно передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который избирается непосредственно населением (Российская Федерация, Мексика), в порядке косвенных выборов (США, Аргентина), многостепенных выборов (Италия, Германия, Индия). В президентских республиках (США, Мексика) президент является главой исполнительной власти. Формально конституции большинства стран наделяют глав государств обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты, пользуется правом законодательной инициативы. Фактически в парламентарных государствах полномочия главы государства осуществляются от его имени правительством.


Политическая наука: Словарь-справочник .сост. проф пол наук Санжаревский И.И. .2010 .

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.