Обследование состояния звукопроизношения у детей. консультация на тему. Анализ результатов обследования звукопроизношения Диагностика звукопроизношения у детей

Задачи:

1. Какие звуки или группы звуков нарушены. Исследуются все группы звуков.

Согласные: свистящие с-с*, з-з*,ц;

шипящие ш-ж-щ-ч;

сонорные л-л*, р-р*;

заднеязычные к-к*, г-г*, х-х* и звук й;

и другие.

2. Определить тип, характер, вид нарушения конкретного звука (нарушения звукопроизношения могут проявляться в 4 вариантах: -пропуск, -искажение, -замена(субституция), -смешение звуков (взаимозамены).

3. Необходимо выявить, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах (в прямых, обратных, в стечениях согласных), в словах, где звук в начале, в середине, в конце слова, в словах различной слоговой структуры и семантической сложности.

4. Необходимо выявить уровень нарушенного произношения (по О.В.Правдиной):

1 уровень: нарушено произношение звука во всех фонетических условиях - звук отсутствует (пропуск, искажение, замена).

2 уровень: изолированно и в простых словах звук произносится правильно, а в спонтанной речи неправильно.

3 уровень: все звуки есть, произносятся правильно, а в спонтанной речи имеет место смешение звуков.

Выявление уровней нарушенного произношения позволяет нам выработать более эффективную стратегию коррекции звукопроизношения. Так:

При 1 уровне: мы работаем по всей технологии коррекции звукопроизношения (подготовительный этап - уточнение или развитие фонематического слуха; формирование нужного артикуляционного уклада; отработка опорного (базового) звука; развитие воздушной струи ; развитие ВПФ и моторных функций). Основной : постановка звука одним из способов (изолированное произношение звук), автоматизация, если необходимо – дифференциация, введение звука в речь.

При 2 уровне: нет необходимости ставить звук, вы убедились, что звук изолированно произносится правильно, необходима дальнейшая его автоматизация и т.д.

При 3 уровне: в этом случае вы убедились, что оба звука есть. Страдает их дифференцированное употребление в спонтанной речи. При этом необходимо убедиться в полной его автоматизированности и провести работу по дифференциации этих звуков.

5. Необходимо определить, какое нарушение - простое (до 4-х звуков) или сложное (более 4-х); моно- или полиморфное.

6. Принять решение, какое это нарушение:

-фонетическое (антропофоническое) - страдает только звукопроизношение или

-фонематическое (фонологическое), когда нарушена дифференциация звуков

фонетико – фонематическое - когда в речи и замены и смешения звуков, и искажения. С этой целью обследование звукопроизношения необходимо дополнить обследованием фонематических процессов (см. след. раздел обследования).

Приемы обследования:

a) Самостоятельное называние картинок, действий по картинкам, показ по картинке;

b) Отраженное повторение за логопедом, по подражанию.

Обследование проводится в игровой форме, с учетом ведущей деятельности возраста, с использованием спец. игр и упражнений («Веселый рыболов», «Логопедическое лото», «Волшебный мешочек», «Чудесный сундучок» и др., спец. пособия: О.Б.Иншаковой альбом по звукопроизношению; Володиной.

Процедура обследования проводится от общего к частному:

1. Сначала проводится беседа, ребенка просят рассказать о себе, о семье (учитывая статус семьи), и от этого зависят вопросы. Так можно попросить рассказать знакомое стихотворение, рассказ и т.п. В ходе беседы логопед фиксирует дефекты звукопроизношения и др. ошибки.

2. Ребенка просят повторить вслед за логопедом предложения, насыщенные труднопроизносимыми, смешиваемыми звуками («Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке», «Галин черный щенок резвится около дома» и т.д.). Можно попросить самостоятельно назвать действия по картинке.

· Ребенка просят повторить за логопедом отдельные слоги или отдельный звук. Для более глубокого изучения звука, можно попросить его произнести в положении между гласными «а» - «ара», «аса», так проще увидеть особенности артикуляции.

Требования к подбору лексического материала:

1. При обследовании в словах не должно быть других дефектно произносимых ребенком звуков, при этом обязательно включать слова, со смешиваемыми звуками.

В ходе обследования можно встретиться с таким случаем, когда ребенок правильно произносит изолированные звуки, например, С и Ш , однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим ("У ко с ки пусыштый хвост"). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

Для обследования подбирают специальные картинки - предметные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребёнком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы.

Приведем примерный перечень слов и словосочетаний:

К -X: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;

Ль-Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

С-Ш : у Сашеньки шесть стёклышек. Саша идёт по шоссе. Машинист сошёл с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

3-Ж: У Зои жёлтый зонт, железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; жезл;

С-С"-Ч : Сонечка, сачок, скачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

Т"-Ч : учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать; «Течет, течет – не вытечет»;

Ч-Ц : ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек, кончается, лечебница;

Ч-Щ: чаща, чище, щёточка, часовщик, учащийся, скучающий, щёчки;

«Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока ».

С-Ц : спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; соцветие.

Щ-С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий, моросящий.

Л,Ль-Р,Рь : Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглёр, выиграла, мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролёр.

Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребёнку повторять их отражённо.

2. При обследовании твердых звуков не берем их мягкую пару;

3. Включать слова, трудные по звукослоговой структуре;

4. Слова низкочастотные, трудные по семантике, выходящие за пределы бытовой лексики;

5. При обследовании звука в предложении лексический материал должен быть насыщен изучаемым звуком (Рома рубит дрова острым топором, Соня стоит на высоком мосту).

Все приемы обследования чередуем.

«Воспитание детей с нарушениями речи» - Теоретическая основа. Изобразительное народное творчество. Народный месяцеслов. Актуальность. Фольклор как отражение жизни народа. Разделы программы. Кружок. Цель и задачи программы. Детство – рассвет жизни, основа судьбы. Фотогалерея. Распределение кружковых занятий. Межпредметными связями. Музыкальное народное творчество.

«Связная речь у детей с ОНР» - Связная речь. Обучение связной речи. Обучение самостоятельному составлению рассказа. Схема обследования связной речи. Развитие связной речи. Схемы для составления рассказа. Рассказывание с элементами творчества. Система коррекционно-логопедической работы. Механизмы нарушения связной речи. Обучение пересказу.

«Словообразование у детей с ОНР» - Подготовка. Точное слово. Лексическая тема. Ягоды. Демисезонная одежда. Реальности наших дней. Деревья. Лес, ягоды, грибы. Перелетные птицы. Одежда. Птицы. Метод наглядного моделирования. Кустарники. Лес. Использование моделирования в формировании навыка словообразования. Грибы. Метод. Подготовка животных.

«Связная речь у детей с ФФНР» - Ряд занятий. Солнечная полянка. Сравнительное описание лисы и зайца. Работа с логопедическими сказками. Освоение разных типов текстов. Психологи. Язык и речь. Развитие связной речи. Грамматический строй речи. Лексическая сторона речи. Звуковая культура речи. Модели. Взаимодействие педагога и ребенка.

«Музыкальные занятия при речевых нарушениях» - Музыкальные занятия. Коррекционная работа. И воспитателями логопедических групп. Чулково. Музыка лечит тело и душу. Рекомендации. Цели и задачи. Учитель– логопед. Рассмотрим каждое из направлений. Педагог- психолог. Музыкально-ритмические движения. Музыкальный руководитель. Логоритмические занятия. Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом.

«Мышление у детей с ОНР» - Логические задачи. Формы организации работы с родителями. Игровые приёмы. Развитие логического мышления у детей с ОНР средствами математики. Цель. Занимательный материал. Математические корзинки. Логоформочки. Целенаправленная работа по теме. Юные математики. Волшебная восьмёрка. Загадки. Кораблик «Брызг – брызг».

Всего в теме 13 презентаций

1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков. 2. Обследование артикуляционного аппарата: а) строения; б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению). 3. Обследование произношения звуков: а) по подражанию изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова), фразах, коротких потешках; б) в самостоятельной речи в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку), во фразах по сюжетным картинкам (см. цветную вставку), в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка). 4. Обследование звукослоговой структуры в словах типа: сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал, ... 5. Обследование фонематического слуха а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда и ряда слов, подбор картинок на заданный звук; б) различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).

Свистящие звуки С, С", З, З", Ц

С 1. С-С-С-С-С-С

2. са - со - су - сы

ас - ос - ус - ыс

ска - ско - ску - скы

аск - оск - уск - ыск

3.

сапоги

писать

квас

маска

скамейка

сок

песок

нос

миска

стадо

суп

пасут

фокус

киска

спутник

сын

косынка

Денис

каска

хвост

4. В саду стоит высокая сосна.

Под сосной стоит собака.

5. Са - са - са — в саду оса, Ест киска суп из миски,

Со - со - со — оса пьет сок, Сыта киска — пуста миска.

Су - су - су — видим мы осу,

Сы - сы - сы —в саду нет осы.

С" 1. С"-С-С"-С"-С"-С"

2. ся - сё - сю - си

ась - ось - усь - ысь

стя - стё - стю - сти

асть - ость - усть - исть

3.

сети

гуси

умываюсь

Сима

гусёнок

боюсь

сядь

осень

снег

сюда

гусята

свинья

4. Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.

5. Ты не бойся - это гусь.

Я сама его боюсь.

Непоседа Васенька Есть усы у Васеньки,

Не сидит на месте. На усах сединки.

Непоседа Васенька Хвост дугой у Васеньки

Всюду с нами вместе. И пятно на спинке.
З 1. З-З-З-З-З-З

2 . за - зо - зу - зы

зда - здо - зду - зды
3 . Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.

4 . У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.
5. Зоя - зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.

За - за - за — у Зои коза, Зайка не спит,

зо - зо - зо — у Зои зонт, Зою зовёт.

зу - зу - зу — Зоя пасёт козу, Зайке коза

зу - зу - зу — зайка с Зоей пасёт козу, Спать не даёт.

за - за - за — от Зои убегает коза, Возьмите козу,

зо - зо - зо — Зоя гонится за козой, Замкните козу —

зы - зы - зы — у Зои лет козы, И заинька мой

зы - зы - зы — у зайки нет козы. Заснёт в тазу. З" 1. З"-З"-З"-З"-З"-З" 2 . зя - зе - зю - зи зня - зне - зню - зни азнь - ознь - узнь - изнь
3 . Зина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.
4. Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.
5. Зе - зе - зе — Кузя едет на козе, Зя - зя - зя — ездить на козе нельзя! В зелёном, зелёном, зелёном лесу Зелёный листок земляники несу, Зелёная ветка под вязом не спит, Зелёная музыка где-то звучит, Зелёный кузнечик в зелёной листве Поёт он зелёную песенку мне.
Ц 1. Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц 2. ац - оц - уц - ыц ца - цо - цу - цы цма - цму - цмо - цмы ацм - оцм - уцм - ыцм

3. певец цепь яйцо

танец цыган акация

отец овца цветок

боец умница цветик-самоцветик

4. Заяц сидит под кустом акации.

В степи цветут цветы.

Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Ш 1. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

2. ша - шо - шу - ши

аш - ош - уш - ыш

шка - шко - шку - шкы

ашк - ошк - ушк - ышк

3.

шапка

уши

мышь

пушка

шайба

каша

душ

шпагат

шина

душа

вишня

пшено

шуба

машина

башня

шишка

4.

Маша, ешь пшённую кашу.

Паша шьет шапку.

5.

Тише, мыши, не шумите,

Нашу кошку не будите.

Маша под душем моет шею и уши.

Кошка в окошке шапку шьёт,

Мышка в сапожках избушку метёт.

Мышонку шепчет мышь:

Ты всё шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку

Шьёт новый капюшон

Надень, кукушонок, капюшон!

Как в капюшоне ты смешон!

Ж 1. Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж 2. жа - жо - жу - жи жда - ждо - жду - жды
3. жатва пижама жить ужин кожа ждать ужи одежда
4. Жук жужжит на ветке жасмина. Женя живёт на шестом этаже.
5. Дождик, дождик, не дожди, Дождик, дождик, подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому, Жук жужжит: «Жу-жу-жу! Я живу, не тужу. Я на ветке сижу И жужжу, жужжу, жужжу!»

Ч 1. Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч

2. ач - оч - уч - ич

ча - че - чу - чи

чня - чне - чню - чни

ачнь - очнь - учнь - ычнь

3.

ночь

дочка

чай

почта

дочь

внучка

чайка

птенчик

луч

колечко

ученик

чтение

печь

бабочка

печенье

пончик

4. Танечка качается на качелях.

Девочка печёт печенье.

5. Идёт бычок качается, Ча-ча-ча — на столе стоит свеча,

Вздыхает на ходу: чо-чо-чо — солнце на небе печёт,

Ох, доска кончается, чу-чу-чу — я стучу, стучу, стучу,

Сейчас я упаду! чи-чи-чи — мы сидели на печи.

Щ 1. Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ 2. ащ - ощ - ущ - ищ

ща - ще - щу - щи

3. Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи

4. Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка. Щенок щиплет щётку.

5. Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи: Щиплем щавель мы на щи.

Соноры Р, Р", Л, Л"

Р 1. Р-Р-Р-Р-Р-Р 2. ра - ро - ру - ры ар - ор - ур - ыр тра - тро - тру - тры атр - отр - утр - ытр

3.

рак

ворона

пар

парта

трава

рот

куры

Двор

корка

трубы

руки

кенгуру

сыр

бурка

виноград

рысь

барабан

мир

дырка

торт


4. Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с Тамарой.
К нам во двор пробрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, Если крот раскроет рот.

Р" 1. Р"-Р"-Р"-Р"-Р"-Р

2. ря - ре - рю - ри

арь - орь- урь - ырь

кря - кре - крю - кри

акрь - окрь - укрь - ыкрь

3.

Рябина

дерево

дверь

пряники

ремень

ириска

букварь

брюки

репка

зарядка

сухарь

грядка

ребёнок

берёза

фонарь

абрикос


4. Рита варит рис. Боря ремонтирует приёмник.
5. У моей сестры Марины Открываем календарь: Щёки, будто мандарины, Начинается январь. А сама сестра Марина В январе, в январе Чуть побольше мандарина. Много снегу на дворе.
Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.

Л 1. Л-Л-Л-Л-Л-Л 2. ал - ол - ул - ыл ла - ло - лу - лы кла - кло - клу - клы акл - окл - укл - ыкл

3.

мел

полка

луна

балык

яблоко

пенал

палка

лапа

холод

клоун

пол

вилка

локоть

палуба

клубника

бал

булка

пила

палатка

свёкла

4. Мила мыла пол в классе.

Алла ела яблоко.

5.

Белый снег,

— Заяц белый,

Белый мел,

Заяц белый,

Белый заяц

Ты куда

Тоже бел

За лыком бегал?

А вот белка

Заяц белый

Не бела.

Отвечал:

Белой белка

— Я не бегал,

Не была.

Я скакал.


Л" 1. Л"-Л"-Л"-Л"-Л"-Л" 2. ля - ле - лю - ли аль - оль - уль - иль для - дле - длю - дли адль - одль - удль - идль
3. Лена калина моль пальто туфля липа колено пыль пальма блины лёд метель уголь дельфин клён люди салют шаль бульдог клюв
4. У Лены зелёная лента. Люда поливает тюльпаны из лейки.
5. В лесу метёт метелица, Белым снегом стелется, " А мы валенки надели - Не боимся мы метели.

Фонематический слух

1 . Различение на слух фраз, слов, слогов (при помощи шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т.д.)
а) На лугу пасутся козы. У Сони длинные косы. На клумбе расцвели розы. На траву выпали ранние росы.
б) барка — балка балка — палка балка — булка
в) па — ба ба — па ши — жи жи — ши зы — сы сы — ши
2. Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и ряда слов а) а а, о, у, ы, а, и, а, ы, у б) п па, ба, пы, по, бу, ап, збо в) б бант, поле, будка, панама, банан, дом 3. Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т.д.

Приложение:
Картинный материал (цветная вставка)






























































Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И. Тургенев

Автоматизируем звук Л.

Распечатай и играй!

Игра

«Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Читаем стихотворение, дети внимательно слушают идоговаривают последнее слово.

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к нимв сети угодил

Злой зелёный...(крокодил).

Панцирь крепкий, как гранит,

Отврагов он защитит,

И под ним незнает страха

Медлительная... (черепаха).

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Этоне волшебный сон!

Этоафриканский... (слон).

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматическийстрой речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры . Предложите детям рассмотреть картинкис изображением животных севера и жарких стран и просит

назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?)медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... Упесца лапы (чьи? какие?) ... У моржабивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

(чьи? какие?) ... У пингвина клюв(чей? какой?) ...

«Мерсибо»

Это целый сайт, посвящённый развивающим играм для детей от 2 до 10 лет. Каждая игра продумана до мелочей и позволит в непосредственной форме развить все психические процессы ребёнка, речь, навыки чтения, моторику, творческие способности.

У сайта удобная навигация и действует гибкая система скидок на подписку, а так же все игры можно приобрести на дисках и пользоваться в любое удобное время, даже в условиях отсутствия интернета.

Игры детям

Мерсибо специалистам

Сначала мы обследовали состояние звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке.

Результаты обследования представлены в таблице № 1.

Результаты состояния звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке

Таблица 1

По данным этой таблицы мы видим, что гласные звуки, а также звуки [с] , [с`] , [л] , [л`] , [н], [г], [к], [х], [д], [т], [в], [ф], [б], [п], [й] изолированно дети произносят правильно. Наблюдаются замены звуков [з] , [з`], [ц], шипящих, [р] , [р`]. Например, [з], [з`] заменяются на [ж], [ц] на [ч], [ш] на [с] , [с`] , [ж] на [з] , [з`], [ч] на [т`] , [щ] на [с`]; звуки [р] и [р`] горловые. По результатам таблицы видно, что высокий показатель звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке у Андрея, а низкий у Леры и Славы.

Таблица № 2

Результаты состояния звукопроизношения в словах.

Свистящие

По данным этой таблицы мы видим, что высокий показатель звукопроизношения в словах у Андрея (он набрал 13 баллов), у остальных детей по 12 баллов.

Состояние звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами характеризуется заменами сложных по артикуляции звуков на простые, например, вместо [ч]- [ть], вместо [щ]- [сь], шипящие заменяются свистящими: [ш]- [с], [ж]- [з].

Также отмечается нестойкое употребление звуков в речи, то есть некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются. Например, Лера звуки [з], [зь], [ц], [c], [сь], [л], [ль], [р], [рь] изолированно произносит правильно, но в речи [з], [зь] заменяются на [ж], [ц] заменяется на [ч], звуки [л], [ль], [р], [рь] отсутствуют в речи, звуки [с], [сь] заменяются на [ш]. Слава изолированно звуки [з], [ч] произносит правильно, а в речи [з] заменяет на [ж], [ч] на [ть].

У всех детей наблюдаются замены, искажения и отсутствия звуков в словах.

При обследовании звукопроизношения у всех детей наблюдалась смазанная, монотонная и невнятная речь.

Наиболее распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных Л и Р.

Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у дошкольников со стертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Как показало наше исследование, группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков, акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.