«Отечества и дым нам сладок и приятен. Житие преподобного антония дымского Святое озеро, камень и крест св. Антония Дымского

Преподобный и богоносный отец наш Антоний Дымский родился в 1206 году в Великом Новгороде при князе Мстиславе Мстиславовиче Удатном и во дни правления великого князя владимирского Всеволода (во святом крещении Дмитрия) Юрьевича Большое Гнездо. Родители, имена которых, к сожалению, остались неизвестными, как гласит предание, с младенчества прилежно воспитывали Антония в христианском благочестии и поэтому неудивительно, что он рано почувствовал влечение к иноческой жизни. Посещая церковь отрок становился в отдалении от людей, чтобы во время пения и молитв не вступать ни с кем в беседы о вещах земных и тленных.

Однажды, когда в храме читали Святое Евангелие, в его душу глубоко проникли слова Спасителя: "Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф. 16,24). Так явился на нем Промысел Божий приводящий избранных на путь им предназначенный. Размышляя об услышанном в Евангелии, он решил покинуть родительский дом и путем иноческих подвигов приобретать спасение души.

В 1225 году Антоний пришел в обитель Всемилостивого Спаса на Хутыни, недалеко от Новгорода, во время игуменства преподобного Варлаама, прося облечь его в ангельский образ. Было ему тогда от роду девятнадцать лет. Не сразу настоятель исполнил просьбу юного послушника. Прошло два года, прежде чем Варлаам видя настойчивое и искреннее желание своего ученика постриг его в 1227 году. С этого времени преподобный Антоний, являя совершенное послушание наставнику своему, всего себя предал Господу и старался казаться меньшим среди живущих в монастыре; тщательно и смиренно проходил порученные ему послушания, не упуская ни правила своего, ни служб церковных. Первым приходил в храм и последним покидал его, ежедневно преуспевая в иноческих подвигах.

В 1238 году случилось монастырю надобность по церковным делам отправить кого-либо из братии в Константинополь к Вселенскому Патриарху Афанасию. Смиренный Антоний, как преуспевающий более всех в духовных делах и добродетелях был избран братиею для совершение этого нового подвига.. Посылая его в дальний путь игумен говорил любимому ученику: "Иди, чадо, с миром. Господь да устроит твой путь. Если он покажется тебе трудным и прискорбным, помни, что вратами тесноты и скорби нам предстоит войти в Царствие Божие".

Получив благословение, Антоний отправился в Византию, ведомый словами самого Христа: "Не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишнее что сотворити" (Лк. 12, 4), не переставая в своём земном странствии питать душу памятованием пути, ведущим его в Небесную Отчизну.

Неизвестно, какие именно нужды были причиной его посольства; однако по прибытии в Царьград, он был с честью принят патриархом. Исполнив монастырское послушание, Антоний пробыл ещё некоторое время в Константинополе, внимая мудрым наставлениям святителя, как в этом отнюдь не безмятежном мире следует управлять кораблем временной жизни и вернулся в Хутынскую обитель, принеся с собой церковные вещи, которые передал патриарх как благословение игумену и для украшения монастыря.


После пятилетнего отсутствия Промыслу Божию было угодно устроить его возвращение в монастырь в скорбный для него час преставления его основателя. Перед смертью Варлаам созвал плачущую братию. Утешая учеников, он заповедал им не ослабевать в посте и молитвах и жить каждый день как последний. Прощаясь, сообщил, что наставником вместо себя, экономом их душ и телес, оставляет сверстника своего, что означает равного ему в духовных дарованиях, Антония, который был водим по жизни его молитвою.


Преподобный Варлаам, как повествует нам составитель его жития, возложив на себя крестное знамение, на память Павла исповедника, Патриарха Константинопольского, предал всечестную душу свою в руце всех Бога 6/19 ноября 1243 года.


Погребал Антоний своего учителя вместе с архиепископом Великого Новгорода и множеством прибывших на похороны иереев, игуменов и черноризцев. Присутствовал на прощании с игуменом Варлаамом и князь Александр Ярославович Невский, почитатель преподобного, ибо знаменит и уважаем был отче Варлаам своим истинным служением и дивным житием.

После кончины учителя в том же 1243 году Антоний принял монастырское строение и братию будучи в управлении верным блюстителем устава обители, оставленного Варлаамом, и исполняя его наказ достроил каменную церковь Преображения, начатую преподобным, и благолепно её украсил и расписал Однако меньше года Хутынскому монастырю суждено было украшаться и процветать заботами Антония. Смиренный ученик преподобного Варлаама предпочёл безвестное подвижничество в лесной глуши многосложным и почётным заботам в сане настоятеля.

Стоя на молитве он долго, со слезами, просил Господа и Его Пречистую Матерь указать ему место упокоения его старости. В одном из списков его жития говориться, что он покинул Хутынь из-за многолюдства, а также мы узнаём о крамолах и прекословии братии по отношению к новому игумену. После тайного оставления монастыря, Хутынской обителью стал управлять преподобный Ксенофонт Робейский, впоследствии основатель одноименной обители.

Немалое пространство преодолел Антоний по лесам и дебрям, пока, наконец, достигнул места, где сегодня стоит Антониево-Дымский монастырь и где теперь почивают его святые мощи. Внизу, у подножия холма, обнимая его, дышало свежестью небольшое озеро. Над его поверхностью, отражавшей небо и окрестный лес поднимался, как дым, легкий белый туман отчего и названо оно было Дымским. Полная первозданной тишины пустыня источала глубокое безмолвие и как нельзя лучше подходила для монашеской жизни.

Случилось это за сто сорок лет до явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, которая в 1383 году во дни правления московского князя Дмитрия Ивановича, при митрополите Пимене и при Алексии, архиепископе Великого Новгорода и Пскова, светозарно шествовала по воздуху в этих местах, неведомо носимая ангелами. Она семь раз являлась тогда перед очевидцами. Вначале её видели рыбаки над водами Ладожского озера. Она летала "по воздуху аки второе солнце идущи чрез великое езеро Нево, неизреченною скоростию паче орлова летания".

Затем, когда чудотворная икона Пресвятой Богородицы перешла через Ладожское озеро, она явилась близ реки Свирь в погосте Смолково на реке Ояти. Потом она явилась на той же Ояти в неком местечке, которое именовалось Вымоченицы. После этого икону видели на реке Паше на Куковой горе, где она стояла всего один час. Затем икона явилась на горе в местечке Кошеле, пока не достигла реки Тихвинки, где останавливалась в двух местах. Впоследствии на левом низменном и болотном её берегу был поставлен храм Успения Пресвятой Богородицы. И никто не мог к ней прикоснуться во время ее дивного хождения по воздуху, но многие получали от ее созерцания чудесные исцеления от своих болезней. А так как мощи преподобного Антония Дымского впоследствии были обретены непосредственно пред явлением чудотворной иконы многие именуют его предтечей явления Тихвинской иконы Божьей Матери.

Найдя обретенное место у Дымского озера очень удобным для монашеского поселения Антоний воздел руки свои к небу и долго молился со слезами, благодаря Бога и призывая на избранное место благословение Творца. Затем встав от молитвы он поставил небольшой шалаш, который был огражден со всех сторон высокой травой и кустарником. А спустя некоторое время выкопал себе пещеру на зимний период и построил келью. Было ему тогда тридцать семь лет и вторую половину жизни он провел уже в пустыне Дымской.

Трудясь днем, а в ночи стоя на молитве, Антоний избегал телесного покоя. Для еще большего измождения своей плоти он постоянно носил на теле тяжелые вериги, а голову покрывал железной шляпой с широкими полями весом около шести килограммов. Причем поля этой шляпы были прибиты к тулье гвоздями так, что врезались в голову и с течением времени от постоянного ношения образовывали незаживающие язвы. А тяжесть шляпы усиливала боль, напоминая Антонию муку тернового венца Спасителя. Существуют свидетельства, что шляпа эта лежала на тумбе у раки преподобного вплоть до конца XIX века.

Но даже дремучие дымские леса не могли надолго скрыть богоугодного жития преподобного от искренних последователей избранного жизненного пути. По мере того, как распространялся слух о подвижничестве одного из первых северных отшельников вокруг него стала собираться братия. Приходили к нему и монашествующие из других монастырей. Так с течением времени глухая и безлюдная пустыня стала заселяться. И тогда будущие насельники, посовещавшись между собой, с общего согласия, обратились к возвратившемуся в 1250 году из орды новгородскому князю Александру Ярославовичу Невскому с просьбой дать жалованную грамоту на земли вокруг Дымского озера для создания на них монастыря.

По словам одного из авторов жития благоверного князя, псковского пресвитера Василия, Александр Ярославич почитал священство и монашествующих, поэтому и повелел дать жалованную грамоту на земли для монастыря.. А бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с пределом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих. Когда же церковь эта пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с пределами: преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а за полтора километра от обители возникло монастырское кладбище.

После многолетних трудов, во многом скрытых от нас за давностью лет, отдав ровно тридцать лет на построение своей обители и предвидя духом день своего отшествия ко Господу, Антоний собрал иноков чтобы проститься с ними. Затем, приобщившись перед разлучением души от тела Святых Христовых Тайн 24 июня (7 июля по н. с.) 1273 года с молитвой на устах предал свою душу ко Господу. Трудолюбивое тело его было положено на левой стороне в построенной им церкви преподобного Антония Великого. Всего же основатель и строитель Дымской обители прожил в многомятежном мире шестьдесят семь лет.


Какие бы ветры времени не проносились над обителью, Антоний Дымский Чудотворец никогда не покидал своего монастыря. Почти сто лет спустя, в 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского его мощи были впервые обретены нетленными.

Дни памяти:

17 января (30 января-по новому стилю) - прп. Антония Дымского
(прп. Антония Великого)
24 июня/7 июля - прп. Антония Дымского
(кончина в 1273 г.)
Рождество Предтечи Иоанна и день обретения мощей прп. Антония

Преподобный и богоносный отец наш Антоний Дымский родился в 1206 году в Великом Новгороде при князе Мстиславе Мстиславовиче ратном и во дни великого князя владимирского Всеволода (во святом крещении Дмитрия) Юрьевича Большое Гнездо. Родители, имена которых, к сожалению, остались неизвестными, как гласит предание, старательно насаждали в нем добродетели, с младенчества воспитывая Антония в христианском благочестии. С ранних лет он возлюбил Бога более всех видимых благ мира сего и почувствовал влечение к иноческой жизни. Каждый день отрок приходил в церковь и старался встать там в отдалении от других людей, чтобы во время пения и молитв не вступать ни с кем в беседы о вещах тленных и земных.


Однажды, когда в храме читали Святое Евангелие, в его душу глубоко проникли слова Спасителя: «Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16, 24). Так явился на нем Промысел Божий, который приводит избранных на предназначенный им путь. Размышляя над услышанным, он твердо решил покинуть родительский дом и путем иноческих подвигов приобрести спасение своей душе.


В 1225 году Антоний пришел в обитель Всемилостивого Спаса на Хутыни, недалеко от Новгорода, и просил основателя монастыря Варлаама облечь его в ангельский образ. Было ему тогда от роду девятнадцать лет. Не сразу игумен исполнил просьбу юного послушника. Прошло два года, прежде чем Варлаам, видя настойчивое и искреннее желание своего ученика, постриг его в 1227 году. С этого времени преподобный Антоний, являя совершенное послушание наставнику своему, всего себя предал Господу. Он старался казаться меньшим среди живущих в монастыре, хотя трудился подчас более других; тщательно и смиренно проходил порученные ему послушания, не пропуская при этом ни правила своего, ни служб церковных. Первым приходил в храм и последним покидал его.


В 1238 году возникла необходимость отправить кого-либо из братии по церковным делам в Византию к Вселенскому Патриарху. Смиренный Антоний, более всех преуспевший в духовных делах и добродетелях, был избран братией для совершения этого нового подвига. Посылая его в дальний путь, игумен говорил любимому ученику: «Иди, чадо, с миром. Господь да устроит путь твой. Если он покажется тебе слишком трудным и прискорбным, помни, что тесными вратами предстоит нам войти в Царствие Божие».


Получив благословение, Антоний отправился в свое опасное путешествие со словами самого Спасителя в сердце: «Не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити» (Лк. 12,4). Он многое претерпел, все преодолел на своем пути, благодаря Господа за ту стезю, которая вела его в Небесную Отчизну.



Неизвестно, какие именно нужды были причиной его посольства; однако по прибытии в Византию он был с честью принят патриархом. Антоний неоднократно беседовал с ним, внимая мудрым наставлениям святителя о том, как в небезмятежном мире следует управлять кораблем временной жизни, как подобает с кротостью и смирением преодолевать все злоключения, которые подстерегают нас в нашем земном странствии. Уладив все дела, выполнив свое поручение и всячески в этом преуспев, Антоний получил благословение и поспешил вернуться в Хутынскую обитель.


Перед своей кончиной Варлаам созвал плачущую братию. Утешая учеников, он заповедал им не ослабевать в посте, трудах и молитвах и жить каждый день как последний. Прощаясь, он сообщил, что наставником вместо себя, экономом их душ и телес оставляет сверстника своего, что означает равного ему в духовных дарованиях, Антония, который, водим его молитвою, возвращается сейчас из Византии. Братия недоумевала: как же Антоний станет их игуменом, если его нет в обители и неизвестно, где он сейчас находится? Но не успели еще смолкнуть слова их духовного наставника, как сам Антоний явился в монастыре, пришел в келью Варлаама, обнял своего учителя и передал ему патриарший дары, которые святитель послал как благословение игумену и для украшения монастыря.


Преподобный Варлаам с радостью встретил своего сверстника, принял принесенные им патриарший дары, вручил любимому ученику монастырь и всю братию. Затем, возложив на себя крестное знамение, предал всечестную душу свою в руце всех Бога, на память Павла исповедника, Патриарха Константинопольского, 6/19 ноября 1242 года.


Погребал Варлаама архиепископ Великого Новгорода с множеством прибывших на похороны иереев, игуменов и черноризцев.


После кончины учителя Антоний принял монастырское строение и имел неусыпное попечение о вверенной ему братии. В управлении монастырем он был верным блюстителем устава обители, оставленного преподобным Варлаамом. Исполняя его наказ, Антоний достроил каменную церковь Преображения, начатую еще его учителем, благолепно ее украсил и расписал(1).


1-Небольшой этот каменный храм простоял 273 года, сильно обветшал, после чего его разобрали, чтобы на этом месте по повелению великого князя Василия Иоанновича был построен новый Преображенский собор, который существует и поныне. Храм этот был освящен 6 августа 1515 года при игумене Сергии и по благословению митрополита Варлаама.




Меньше года Хутынскому монастырю суждено было украшаться и процветать заботами Антония. Смиренный ученик преподобного Варлаама предпочел безвестное подвижничество в лесной глуши многосложным и почетным заботам настоятеля. Однажды на молитве игумен долго, со слезами, просил Господа и Его Пречистую Матерь указать ему место упокоения его старости. Закончив молиться, он тайно, никому ничего не сказав, в 1243 году ушел из монастыря.


В одном из списков его жития говорится, что он покинул Хутынь из-за многолюдства. Там же мы узнаем о крамолах и прекословии братии. Они никак не хотели согласиться с тем, что после пятилетнего отсутствия тот стал их игуменом. После ухода Антония Хутынской обителью управлял преподобный Ксенофонт Робейский, впоследствии основавший свой собственный монастырь.


Немалое пространство преодолел Антоний, обходя горы и дебри, пока, наконец, не достигнул уединенного места, где сегодня стоит Антониево-Дымский монастырь и где теперь почивают его святые мощи. Внизу, у подножия холма, обнимая его, дышало свежестью небольшое озеро. Над его поверхностью, отражавшей небо и окрестный лес, поднимался, как дым, легкий белый туман, отчего и названо оно было Дымским. Полная первозданной тишины пустыня как нельзя лучше подходила для монашеской жизни.


Случилось это за сто сорок лет до явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, которая в 1383 году, во дни правления московского князя Димитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Алексии, светозарно шествовала по воздуху в этих местах, невидимо носимая ангелами. Она семь раз являлась тогда перед очевидцами. Вначале ее видели рыбаки над водами Ладожского озера. Икона летела «по воздуху аки второе солнце идущи чрез великое езеро Нево, неизреченною скоростию паче орлова летания».


Затем чудотворная икона Пресвятой Богородицы перешла через Ладожское озеро, явилась близ реки Свирь в погосте Смолково. Потом она остановилась на реке Ояти в местечке, которое именовалось Вымоченицы. После этого икону видели на реке Паше, на Куковой горе, где она стояла всего один час. Затем икона явилась на горе в местечке Кошеле, пока не достигла реки Тихвинки, где останавливалась в двух местах. На левом низменном и болотистом ее берегу был поставлен храм Успения Пресвятой Богородицы. И никто не мог прикоснуться к чудотворной иконе во время ее дивного хождения по воздуху, но многие получали от ее созерцания чудесные исцеления от своих болезней. А так как мощи преподобного Антония Дымского были обретены непосредственно пред явлением чудотворной иконы, его именуют предтечей Тихвинской Божьей Матери.



Найдя обретенное место у Дымского озера очень удобным для монашеского поселения, Антоний воздвиг руки свои к небу и долго молился со слезами, благодаря Господа и призывая на избранное место благословение Творца. Затем, встав от молитвы, он поставил небольшой шалаш, который был огражден со всех сторон высокой травой и кустарником. А спустя некоторое время выкопал себе пещеру для зимнего пребывания и построил келью. Было ему тогда тридцать семь лет. Вторую половину жизни он провел уже в пустыне Дымской.


Днем работая, а в ночи предстоя на молитве, Антоний избегал телесного покоя. Для большего измождения своей плоти он постоянно носил на теле тяжелые вериги, а голову покрывал тяжелой (весом около шести килограммов) железной шляпой с широкими полями. Поля этой шляпы были прибиты к тулье гвоздями так, что острия врезались в голову преподобного. От этого на его честной главе образовывались незаживающие язвы. Тяжесть шляпы усиливала боль, напоминая Антонию муку тернового венца Спасителя. Существуют свидетельства, что шляпа эта лежала у раки преподобного вплоть до конца XIX века.


Дремучие дымские леса и топкие болота не могли надолго скрыть богоугодного жития преподобного от искренних последователей избранного им жизненного пути. По мере того как распространялся слух о его подвигах, вокруг него стала собираться братия. Многие хотели разделить вместе с ним труды, ночные молитвенные бдения, постничество, сердечное сокрушение и слезы святого покаяния, чтобы под его руководством приобрести смирение и чистоту сердца. Приходили к нему и монашествующие из других монастырей.


Так с течением времени глухая, безлюдная и дикая пустыня стала заселяться. Будущие насельники, посовещавшись между собой, с общего согласия, обратились к новгородскомукнязю Александру Ярославовичу Невскому с просьбой дать им жалованную грамоту на земли вокруг Дымского озера для создания на них монастыря.


По словам псковского пресвитера Василия, автора жития благоверного князя Александра, тот почитал священство и любил иноков, а потому повелел дать жалованную грамоту на земли для устройства обители. А бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в ней деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с пределом в ней Покрова Пресвятой Богородицы, и кельи для проживания монашествующих. Когда церковь эта пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с пределами: преподобного Антония Великого, а на втором этаже - святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма также была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В поприще от обители существовало монастырское кладбище.


После многих трудов, отдав ровно тридцать лет на построение своей обители и предвидя духом день своего отшествия ко Господу, Антоний собрал иноков, чтобы проститься с ними. Затем, приобщившись перед разлучением души от тела Святых Христовых Тайн, 24 июня (7 июля по н. с.) 1273 года, с молитвой на устах предал он свою душу ко Господу. Трудолюбивое тело его было положено на левой стороне в построенной его руками церкви преподобного Антония Великого. Всего же основатель и строитель Дымской обители прожил в многомятежном мире шестьдесят семь лет.


Господь прославил Своего угодника многими чудесами и нетлением мощей. Почти сто лет спустя, в 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, его мощи были впервые обретены нетленными, и до сих пор мы можем с молитвой поклониться им.

Текст составлен священником Димитрием Пономаревым по рукописям жития преподобного Антония Дымского.

Издание Антониево – Дымского мужского монастыря.

ПРП. АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ. ИКОНА

В заселении Тихвинского края большое значение имели монастыри. Какой-нибудь старец поселялся в пустынной, но удобной для уединенной молитвенной жизни местности. Слухи о его святой жизни привлекали к нему желающих жить под его духовным руководством. Вокруг кельи вырастал монастырь. Вслед за тем на освоенные уже земли приходили жители, основывали поселки, деревни, слободы и посады.

Во второй половине XIII века, по преданию, пришел сюда хутынский игумен Антоний и поселился при озере на Дымях. Родился он в Великом Новгороде в начале XII столетия от благочестивых родителей. Еще в юном возрасте оставил он родительский дом и был принят в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Основателем и игуменом монастыря был преподобный Варлаам Хутынский. Это был поистине святорусский богатырь огромного роста. Носил он власяницу и тяжкие вериги, еще при жизни творил великие чудеса. Из жития известно, как он воскресил умершего отрока, во время засухи в Великом Новгороде.

ПРП. ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ. ИКОНА

Преподобный Варлаам, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, принял его в обитель, и вскоре постриг его с именем Антоний в честь великого основателя и учителя православного монашества преподобного Антония Великого (356 г., память 17/30 января). Так Антоний стал одним из преемников и сподвижников преподобного Варлаама, названного в нашей духовной истории вертоградарем и насадителем монашества на севере Русской земли.

У ног преподобного Варлаама инок Антоний восходил «из меры в меру», проходя в монастыре различные послушания. Однажды по благословению Новгородского архиепископа преп. Варлаам направил Антония в Константинополь с важным церковным поручением. В Царьграде его принял Вселенский Патриарх. Пять лет пробыл здесь преподобный Антоний, совершил паломничество в Святую Землю, поклонился Гробу Господню в Иерусалиме, познакомился с жизнью палестинских монастырей. – Антоний возвратился в родную обитель с дарами от Патриарха.

В то время, когда Антоний приближался к стенам Хутынской обители, игумен Варлаам находился в предсмертной болезни, давая последние наставления братии. Прозревая смущение иноков, кто же будет игуменом после его смерти, преподобный Варлаам сказал: «Се уже, братие, конец жития моего приблизился, и отхожу от мира сего. Вас же предаю в руки Божии. Наставник же ваш в мое место будет Антоний…». Как раз перед уходом в вечность своего учителя Антоний успел увидеть его и получить последнее послушание: «С Богом оставляю тебя, Антоний, строителем и правителем святому сему монастырю. И Господь наш Иисус Христос да сохранит и утвердит тебя в любви Его. Я же, хотя и отхожу телом от вас, но духом с вами пребуду. Да будет вам известно о том, что, если я обрел благодать пред Богом, а вы любовь будете иметь между собою, то монастырь и после моей смерти, как и при жизни моей, ни в чем не оскудеет».

Антония поставили игуменом Хутынского монастыря. Для братии он стал вторым Варлаамом, руководил духовной жизнью обители, умножил число иноков, завершил строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Множество паломников и знатных гостей посещали Хутынский монастырь; настоятеля почитали и прославляли по всей Новгродской земле. Земная слава тяготила Антония, и он со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать место упокоения в старости.


АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Получив откровение о пути своего спасения, преподобный тайно покинул обитель и ушел в глухие дебри Русского севера в поисках места для отшельнической жизни. После ухода настоятеля братия избрала игуменом другого ученика Варлаама – преподобного Ксенофонта Робейского.

Преподобный Антоний пришел на берег Дымского озера, находившегося среди дремучих тихвинских лесов на дальней окраине Новгородской земли. Житие преподобного сообщает, что он познал этот край как место своего спасения и «возлюбил его зело». Антоний срубил малую келью со словами псалмопевца: «Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131, 14). На холме у озера отшельник выкопал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жить здесь в полном уединении. Дни проводил он в трудах, ночами молился.

КРЕСТ НА ДЫМСКОМ ОЗЕРЕ ЗИМОЙ

Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Эту шапку преподобный носил до последнего дня своей жизни.

Посреди Дымского озера преподобный Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Дымский столпник на много лет предварил подвиг стояния на камне преподобного Серафима Саровского, а затем близкого нам по времени подвижника – преподобного Серафима Вырицкого. Кроме того он – единственный святой Русской Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах. В зимнее время лед оттаивал и вода согревалась от молитвы старца: так он в течение всего года совершал этот подвиг, превосходящий человеческие силы.


КУПАНИЕ В ДЫМСКОМ ОЗЕРЕ

Своими молитвами и многолетним стоянием преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое стали называть Святым. Сохранилось предание о том, что преподобный заповедал богомольцам не входить в основанную им обитель, не омывшись в водах Святого озера. Впоследствии возник обычай плавать вокруг Антониева камня с молитвой преподобному. Замечательно и то, что большинство посмертных чудес по молитвам святого, записанных в монастырских рукописях, совершалось через погружение или омовение в Дымском озере.

ПРП. АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ И ПРП. АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ. ИКОНА

Постепенно люди узнали о повигах благодатного отшельника. Вскоре на берегу Дымского озера появились первые кельи желавших подвизаться под духовным руководством великого старца. Когда собралось довольно братии, по благословению Новгородского архиепископа был основан монастырь и освящена церковь в честь преподобного Антония Beликого. Позже в ней были устроены приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца. Николая. Затем поставили в обители теплую церковь во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братской трапезной.

Знаменательно, что престольный праздник этого храма (24 июня / 7 июля) – соединился с памятью самого преподобного Антония, скончавшегося в этот день.

ПРП. АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ. ИКОНА С ЖИТИЕМ

Почитателем преподобного Антония был святой благоверный князь Александр Невский, который пожаловал грамоту на учреждение монастыря. В Дымском монастыре сохранилось предание о том, что благоверный князь Александр Невский посещал обитель и погружался в Святое озеро, исцелившись после этого от ревматизма. Дымский монастырь в течение многих столетий почитал святого князя своим небесным покровителем. На изображениях обители обычно над монастырем вместе с преподобными Антонием Великим, Антонием Дымским и святым Иоанном Предтечей обязательно изображался и святой благоверный князь Александр Невский.

Существует глубочайшая духовная связь преподобного Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приуготовил место сие, призвал на этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери.

Русские паломники с самых давних времен видели духовную связь между молитвенным подвигом преподобного Антония и явлением Тихвинской иконы Божией Матери. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет». При мощах преподобного постоянно находилась Тихвинская икона Божией Матери. Празднование дня памяти преподобного Антония (24 июня / 7 июля) за день до праздника явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июля) также является подтверждением, что эти духовные события связаны нераздельно.

Более тридцати лет провел преподобный Антоний на берегах Дымского озера и скончался 24 июня / 7 июля 1273 года. Погребено было тело святого в приделе преподобного Антония Великого у клироса созданного им храма. Господь прославил Своего угодника многими чудесами и нетлением мощей, которые были обретены в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Димитрия Донского.

В 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли иноки обители скрыли мощи преподобного Антония в храме. Церковную утварь, колокола, вериги и шапку преподобного опустили на дно Дымского озера. Татары разграбили и сожгли монастырь дотла. Однако святыни были спасены и взяты из вод Святого озера. Монастырь был восстановлен после разорения, и с тех пор а мощи преподобного Антония находились под спудом, а обретенная в водах озера железная шапка хранилась на раке, установленной над местом погребения мощей.

В смутное время (1611 г.) шведы снова разорили и сожгли храмы и кельи монастыря. Но вскоре с благословения патриарха Филарета первый царь Дома Романовых – Михаил Феодорович – повелел возобновить Дымский монастырь.

В это же время царица-инокиня Дария Алексеевна (четвертая жена царя Иоанна Грозного), подвизавшаяся во Введенском монастыре Тихвина, пожертвовала на восстановление обители 5 рублей (по тем временам довольно значительная сумма).

В царствование государя Алексея Михайловича воздвигли первый каменный храм – во имя преподобного Антония Великого с приделом в честь Казанской иконы Богоматери и святителя Николая Чудотворца. Ее освящение совершили в престольный праздник монастыря – 17/30 января 1656 года.

В 1764 году после указа императрицы Екатерины II о монастырских штатах обитель закрыли. Соборный храм был приходским в течение 30 лет.
1 сентября 1794 года митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил, возобновил Дымский монастырь с общежительным уставом, составленным им собственноручно. (Митрополит Гавриил (Петр Петрович Петров-Шапошников, 1730–1801 гг.). Известный подвижник, аскет и насадитель старчества, издатель славянского «Добротолюбия». В памяти потомков сохранились свидетельства о его позорливости. При перестройкеНовгородского Софийского собора тело его было найдено нетленным.) Святитель благословил возродить монастырь как Свято-Троицкий Антониево-Дымский. Братство обители состояло из 30 человек вплоть до октября 1917 года. Первым настоятелем обители был назначен игумен Тихон.

XIX век стал временем расцвета монастыря. Были построены новые каменные храмы, часовни, ограда с четырьмя башнями по углам и святыми вратами. В 1860-е годы вышло в свет «Историко-статистическое описание Дымского монастыря» с изложением подвижнического жития преподобного Антония, ставшее основным источником сведений о монастыре.

Главной святыней обители оставались мощи преподобного Антония, которые находились под спудом монастырского собора в нижнем храме под центральным сводом между приделами Казанской Божией Матери и преподобного Антония Великого. Вблизи гробницы на особом аналое лежала железная шапка основателя обители. Паломники возлагали ее на свои головы, получая по молитвам Дымского чудотворца благодатные утешения и исцеления.

В день памяти преподобного (24 июня / 7 июля) из монастыря совершался крестный ход на Дымское озеро, где происходило освящение воды и общее купание. Этот путь, вымощенный отполированными камнями, сохранился и до сего дня.

Последним документом в дореволюционной истории монастыря стала «Ведомость о числе монашествующих…», представленная в Новгородскую консисторию в 1918 году. Согласно ведомости в монастыре проживали 27 человек, из них 11 монахов, включая настоятеля игумена Феоктиста, остальные насельники были послушниками и трудниками. Советская власть закрыла монастырь в 1919 году, переименовав его в поселок «Красный броневик». Троицкий собор упоминался как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из Тихвина, где уже были закрыты все церкви. Тогда же разорили монастырское кладбище и разобрали на кирпич большинство строений обители.

К концу XX столетия на месте большого цветущего монастыря не осталось ни одного храма, ограда исчезла, большинство монастырских зданий были разрушены до основания. На монастырском пепелище одиноко высился лишь остов колокольни.
В 1994 году петербургские почитатели преподобного Антония изготовили и привезли в разоренную обитель крест с иконой и установили его на дне озера рядом с камнем, на котором молился святой. Впервые после многих десятков лет на берегу озера отслужили молебен с акафистом преподобному Антонию, ставший с того дня ежегодным.

В последующие годы в день памяти преподобного собиралось все больше и больше паломников. И вот в 1997 году накануне престольного праздника обители – дня преподобного Антония Великого (17/30 января) – было подписано решение о передаче оставшихся строений бывшего Дымского монастыря Православной Церкви. И в день памяти святого в возвращенном Церкви монастыре был отслужен молебен с акафистом преподобному Антонию Дымскому. Первой зажженной свечой Дымской обители стала обожженная благодатным огнем свеча из Иерусалима.

Дымский монастырь был передан Тихвинскому монастырю как приписной скит. Несмотря на огромные трудности в устройстве Тихвинской обители, братия приступила и к восстановлению Антониева монастыря. В единственном неразрушенном корпусе была отслужена первая за 80 лет Божественная литургия.

В 2001 году трудами братии был построен новый трапезный храм во имя преподобного Варлаама Хутынского – учителя преподобного Антония. Тогда же совершилось и чудесное событие, наполнившее сердца всех любящих преподобного великой радостью. Весной братия приступила к восстановлению Троице-Казанского собора монастыря, стоявшего над мощами преподобного. Начались поиски старых фундаментов, и одновременно с раскопками появилась надежда на обретение мощей преподобного Антония. 17 мая 2001 года игумен Тихвинского монастыря Евфимий обратился с прошением разрешить проведение археологических раскопок с целью нахождения места погребения преподобного Антония Дымского. Братия молилась и ежедневно читала акафист преподобному.

Через 20 дней были обретены мощи основателя обители. Последующие экспертизы полностью подтвердили их подлинность. Впервые за многие столетия православные люди смогли приложиться к святым мощам преподобного. Первая же служба у мощей ознаменовалась чудом исцеления. Один мужчина с болезнью глаз, носивший очки с толстыми линзами, после молитвы перед мощами приложился к ним и тут же стал видеть все ясно. Ставшие ненужными очки он оставил в монастыре как свидетельство чудесного исцеления.

Вслед за этим последовали новые чудеса, записанные в летописи, ведущейся в Тихвинском монастыре. Вновь обретенные мощи преподобного Антония были перенесены в Успенский собор Тихвинского монастыря.
Братия начала восстановление главного собора обители.

Из проповеди настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия в день памяти преподобного Антония Дымского:

«Существует предание, что преподобный Антоний во время пребывания на Востоке молился перед Влахернской Одигитрией – будущей Тихвинской иконы Божией Матери. Возносил он молитвы ко Пресвятой Владычице Богородице, чтобы даровала Она Свое благословение на землю, в которой он совершал свой иноческий подвиг. Пришествие чудотворной иконы освятило благодатью северные земли, соделало наш Тихвин и это озеро святыми местами. Было время, когда нашим предкам дарована была радость обретения мощей преподобного, которые охраняли обитель и земли вокруг нее. Вскоре после обретения мощей святого угодника явилась в северных пределах Великой Руси Тихвинская икона, ставшая величайшей святыней и хранительницей Русского государства.

И вот нам с вами Господь судил жить в удивительное время. Совсем недавно снова обрели мы мощи великого чудотворца и покровителя нашего края, это стало первым подобным событием в духовной истории нового XXI века. И думается, это обретение не случайно. Мы надеемся и верим, что преподобный Антоний снова призовет благословение Пречистой Матери Господа не только на наши Тихвинские земли, не только на Русский Север, но и на всю нашу многострадальную Отчизну.

Совсем недавно, в марте 2003 года, хранитель чудотворной Тихвинской иконы протоиерей Сергий Гарклавс направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси письмо, в котором просит благословения возвратить святыню из Америки в Тихвинский Успенский монастырь в июле 2004 года. Когда это возвращение совершится, оно станет первым духовным событием такой значимости в XXI веке. Будем ждать этого дня и молиться, чтобы снова пришел чудотворный образ Пречистой в Ее Дом.

13 лет назад в день памяти святого пришло сюда всего пять человек. А сегодня только к причастию приступило более трехсот человек, так что церковь в обители не смогла бы вместить всех молящихся. Поэтому мы совершили сегодня Божественную литургию на поляне перед храмом, среди лесов, полей, цветов, на земле, освященной молитвами преподобного Антония.
А какой хор пел сегодня! – регент из Архангельска, регент из Казани, регент из Краснодара, певчие собрались со всех концов Русской земли, и как чудесно звучал сегодня наш хор. Всякий, кто хоть раз побывал здесь, обязательно приедет снова. И сколько знакомых лиц видишь сегодня здесь, душа просится сюда, потому что особая благодать и радость осеняет сердца молящихся на этом святом месте в день памяти преподобного Антония.

Издревле существует в нашей тихвинской земле благочестивый обычай «крестного плавания» вокруг камня, на котором молился Преподобный. По преданию для молитвы об одном человеке нужно трижды проплыть вокруг Антониева камня с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и с молитвенным обращением к Преподобному. Этим омовением исцеляются наши души и тела, укрепляется вера, утверждается ревность в благочестивой жизни в Боге. Это благодатное плавание есть купель для души, и каждый, кто сегодня пришел сюда, может ощутить эту благодать.

По традиции, принятой в Церкви, первыми совершают благодатное купание и погружение в воды мужчины, а вслед за тем – женщины. Благословение Господне на вас всех».

В нескольких шагах от монастыря построен дом, подаренный хранителю Тихвинской иконы протоиерею Сергию Гарклавсу.

И сегодня Дымская обитель продолжает оставаться удивительным островком благодатной тишины и покоя. Именно здесь в полноте ощущается дух старого Тихвина, хотя былая красота святого града во многом утрачена: нет уже той трепетной веры у жителей города, утрачен молитвенный дух, царивший некогда в городе.

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о преподобном Антонии Дымском отвечает клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Санкт-Петербургского подворья Антониево-Дымского монастыря Тихвинской епархии священник Димитрий Пономарев.

У нас в гостях клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Санкт-Петербургского подворья Антониево-Дымского монастыря Тихвинской епархии священник Димитрий Пономарев.

Сегодня мы хотим познакомить наших телезрителей со святым Антонием Дымским - святым северных широт, к которому можно всегда обратиться, помолиться, и побывать в святых местах, которые он основал. Давайте начнем с того, что введем телезрителей в это удивительное пространство, где молился и подвизался этот святой, расскажем и о нем, и об Антониево-Дымском монастыре (его фотографию мы видим на нашей заставке).

Сегодня речь пойдет о первом святом Санкт-Петербургской епархии в ее нынешних границах (в те времена это была Новгородская епархия), святом XIII века, ученике преподобного Варлаама Хутынского. Удивительно, что информация о нем, которую мы можем встретить в печатных изданиях, Интернете, и даже даты жизни, указанные в ныне действующем календаре Русской Православной Церкви, недостоверны.

Вся моя осмысленная жизнь как верующего православного человека связана с Антонием Дымским. Я уверовал в 25 лет, это было в 1991 году, и это другая история. Через два года мы снимали фильм Натальи Лаженко на студии «Возрождение» о русской Северной Фиваиде. В конце ноября 1993 года мы приехали в Антониево-Дымский монастырь, который я увидел впервые. Тогда он выглядел совсем не так, как сейчас, от монастыря оставалась лишь одна колокольня, храма не было. Это был совершенно разбитый монастырь, но там присутствовала удивительная благодать. Мы пошли на Дымское озеро, где случился ряд событий, которые навсегда связали меня с этим местом: тогда я был мирянином, и вот с 1 декабря этого года стал клириком Антониево-Дымского монастыря.

Сегодня у Вас была предзащита диссертации, посвященной преподобному Антонию Дымскому. Она прошла успешно, поэтому вместе с нашими телезрителями поздравляю Вас и желаю удачной защиты.

Когда я окончил семинарию и магистратуру нашей духовной академии, то как раз защищал магистерское сочинение, посвященное Антонию Дымскому, а теперь к защите подготовлена и кандидатская диссертация по истории Антониево-Дымского монастыря. Очень многое пришлось узнать о преподобном, читая списки его жития. Дело в том, что по первому образованию я филолог, окончил наш Санкт-Петербургский университет, и у меня была возможность сразу обратиться к рукописям.

Удивительно, что преподобный Антоний - древний святой, ученик Варлаама Хутынского, но когда мы обращаемся к источникам, в том числе к житию преподобного Варлаама Хутынского и других его учеников, то можем привязывать его годы жизни только к датам жизни преподобного Варлаама. В нынешнем нашем календаре сказано, что преподобный Варлаам Хутынский умер в 1192 или в 1193 году. Эта дата его успения принята историками, но тогда получается, что все его ученики - и Антоний Дымский, и Косьма и Константин, Котинские чудотворцы, и Ксенофонт Робейский, и даже Прокопий Устюжский, который умер в 1303 году, все они подвизались в XIII веке. Эта несообразность сразу удивляет: все историки считают, что Варлаам умер в конце XII века, а его ученики подвизались в XIII веке.

- Для наших телезрителей важно пояснить, где подвизалисьВарлаам Хутынский и все его святые ученики.

Варлаам Хутынский основал свой монастырь на Хутыни близ Новгорода. Это действительно произошло в 1192 году. Варлаам построил там деревянный храм, и архиепископ Новгородский Гавриил освятил его, что отмечено в первой новгородской летописи. Все дело в том, что никто не учитывает, что Варлаам жил и дальше. Источники показывают нам, что он встречался с архиепископом Антонием, Добрыней Ядрейковичем, вернувшимся из Царьграда в 1211 году, и мы не можем понять, как может быть, что столько событий отмечено в житии Варлаама после 1192 года, а в календаре датой смерти значатся 1192-1193 годы. Поэтому пришлось в этом разбираться, я поставил этот вопрос в своей магистерской диссертации.

При изучении рукописи, списков жития в подлинниках в Российской национальной библиотеке, в Российской государственной библиотеке в Москве, библиотеке Академии наук, где они хранятся, картина оказалась совершенно иной. И я поставил вопрос о том, что, по всей видимости, Варлаам Хутынский все-таки прожил до 1243 года. Для чего мы сейчас говорим о Варлааме? Потому что нынешняя дата кончины Антония Дымского, указанная в календаре, - 1224 год. Откуда она появилась, когда во всех известных нам 35 списках его жития (и в краткой, и в пространной редакции) указано, что он родился в 1206 году, а умер в 1273 году? Откуда тогда 1224 год? Эта дата возникла как раз из-за того, что пытались согласовать даты жизни Антония с датами жизни его учителя Варлаама. Потому что в житиях сказано, что Антоний был его сверстником. И когда Антоний возвращается из своего посольства в Царьград, Варлаам Хутынский, уже будучи на смертном одре, передает ему монастырь как своему сверстнику. Это слово «сверстник» многих ввело в заблуждение, потому что в понимании современного человека сверстник - это равный возрастом. И потому архиепископ Филарет (Милевский) в 1860 году в своей книжке «Жития святых за январь» ничтоже сумняшеся пишет в сноске, что Варлаам Хутынский родился в 1156 году. Антоний Дымский - его сверстник и по житию прожил 67 лет; прибавим это к 1156 году и получим как раз 1224 год - так появилась дата, указанная в нынешнем календаре.

Но нельзя же брать из жития один факт, но совершенно игнорировать другие. Естественно, в житии рассказывается, что Антоний Дымский подвизался, ходил в Царьград, вернулся, стал игуменом после смерти Варлаама в Хутынском монастыре, но проигуменствовал недолго, всего несколько месяцев, и ушел на Дымское озеро под Тихвин, где основал свой собственный монастырь в 17 километрах от Тихвина.

Естественно, мы понимаем, что нужно думать о том, что в его житии могут быть заключены еще какие-то факты. А там сказано, что жалованную грамоту на землю вокруг Дымского озера - для того чтобы появился монастырь, нужна земля и документ на нее - ему дал святой благоверный князь Александр Невский. Это сказано во всех списках жития Антония Дымского. Но любой человек, окончивший среднюю школу, знает, что благоверный князь Александр Невский родился в 1222 году. А если по нашему календарю Антоний Дымский умер в 1224-м, то как Александр Невский мог ему дать жалованную грамоту? Либо он еще вообще не появился на свет, либо ему было два года от роду, когда Антоний умер. Это очень искусительные моменты, вызывающие сомнение и у неверующего человека, и у верующего. Конечно, это вызвало вопросы и у меня. И благодаря источникам удалось попытаться по возможности восстановить те события, что происходили в начале XIII века.

Когда человек обращается к святому и начинает знакомиться с ним, он обращается к его житию. И в житии он читает о том, где родился будущий святой, кто были родители, если это монах, о том, как он ушел в монастырь и тех духовных подвигах, которыми прославился.

Расскажите, пожалуйста, какие жития существуют на этот день и о чем мы можем из них узнать, то есть как святой раскрывается для нас в житийной литературе, в том числе и в современной?

Очень хороший вопрос, потому что еще с середины XIX века, когда свою деятельность начинали такие церковные историки, как Ключевский и Голубинский, в нашей церковной истории восторжествовал критический метод: жития подверглись критике, и отношение к агиографической литературе в целом было таково, что они не считались достоверными историческими источниками, считалось, что в текстах жития мы видим не личность человека, не описание его жизни, а некий схематизированный рассказ. Действительно, во многих житиях мы читаем: преподобный такой-то и такой-то родился от благочестивых родителей, рано начал ходить в храм, приходил раньше всех, уходил позже всех, услышал призыв Божий, пошел в монастырь к такому-то игумену и попросил его постричь. В этом смысле жития похожи друг на друга. Наши филологи, специалисты по житийной литературе, даже говорят, что это такие литературные приемы и, например, жития всех преподобных созданы по одной и той же схеме.

На самом деле не всегда это схема. Когда мы попытаемся проверить исторические данные, заключенные в тексте жития преподобного Антония Дымского (и не только его), они оказываются правдоподобными, соответствуют исторической действительности. Если в житии Антония написано: «Преподобный богоносный отец наш Антоний Дымский родился в 1206 году от благочестивых родителей при новгородском князе Мстиславе Мстилавовиче Удатном», то мы проверяем и видим, что действительно в то время в Новгороде был такой князь. Сказано «при великом князе Дмитрии Юрьевиче» - был и такой великий князь Всеволод Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. Действительно, пратекст жития, то есть самый первый текст, который был создан, по всей видимости, из рассказов учеников Антония Дымского, правдив, это удалось установить при проведении исследований. И к житиям нельзя относиться так, что это какая-то легенда или миф. Надо коренным образом менять отношение к этому историческому источнику - это самое главное на сегодняшний день.

- Расскажите, пожалуйста, о том житии, автором которого являетесь Вы.

Дело в том, что у жития нет авторства, есть только составитель. Еще в 1857 году был строитель монах Иоанн Егоров, который впервые издал житие преподобного и богоносного отца нашего Антония Дымского. В Новгороде оно издавалась под названием «Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония Дымского», а в Петербурге - как «Историко-статистические сведения об Антониево-Дымском монастыре». В новгородском издании, заключавшем только житие, было 15 страниц, а в санкт-петербургском, где было немного рассказано и об истории монастыря, - 15 страниц о житии преподобного и 15 страниц об истории монастыря.

В XIX веке всегда говорилось, что преподобный родился в 1206 году и умер в 1273-м, что пришел на Дымское озеро в 1243 году и основал там свой монастырь. В этих данных опирались на тексты пространной редакции жития, о чем пишет Иоанн Егоров. И сейчас, когда восторжествовало мнение, что преподобный Варлаам умер в 1224 году, и даже в конце службы преподобному в Минеях указываются даты 1157-1224 годы, возникла необходимость заново составить житие преподобного. Когда мне удалось посмотреть 34 из 35 рукописей его жития (не видел одну-единственную, потому что она находится в Киеве), подвиг преподобного описывается везде одинаково и везде стоят эти даты.

В чем заключался подвиг преподобного? Когда Антоний Дымский пришел на Дымское озеро, он носил тяжелую железную шляпу, которая весила шесть килограммов, и поля ее были прибиты гвоздями, которые постоянно беспокоили честную главу преподобного: острые предметы давили на его череп. Кто-нибудь тоже скажет: это невозможно, это какие-то сказки. Когда в 2001 году в Дымский монастырь пришли первые монахи - это было связано с тем, что был открыт большой Тихвинский Успенский монастырь и Антониево-Дымский стал его сельскохозяйственным подворьем, - были проведены раскопки и состоялось обретение мощей. Как я уже говорил, храм был разрушен, оставалась одна колокольня. Интересно, что после смерти в 1273 году преподобный никогда не покидал свой монастырь. Он пришел на Дымское озеро в возрасте 37 лет и тридцать лет посвятил созиданию своей обители. Когда умер, его похоронили в храме Антония Великого, в 1409 году мощи подняли, потом снова опустили, и они так и находились в Антониево-Дымском монастыре.

Недавно я встречался с доктором медицинских наук, профессором Молиным, который проводил судебно-медицинскую экспертизу мощей, и он сказал такие удивительные слова: «Я могу поклясться на Библии и Уголовном кодексе, что это мощи Антония Дымского, подвизавшегося в XIII веке». Я ответил: «Вы же серьезный человек», ведь была целая комиссия с докторами и кандидатами наук, все очень серьезно: судебно-медицинская экспертиза. И он ответил: «Понимаете, батюшка, мы взяли мощи, которые были обретены, и увидели на черепе костные мозоли. Они могли появиться только от воздействия в течение долгого времени какого-то острого предмета». То, что мы называем шляпой, ее гвозди как раз давили на его честную главу. Причем это следы многолетнего ношения. Представляете: современная судебно-медицинская экспертиза подтверждает сведения жития. Также были стерты ключичные кости, причем Молин говорит, что стерты очень сильно. Преподобный надел вериги очень рано, где-то в 19 лет, если бы надел их лет в тридцать, то видоизменения были бы не столь сильными.

Были и другие очень интересные вещи, о которых мы говорили, и которыми я был совершенно потрясен. И профессор Молин сказал, что с этой судебно-медицинской экспертизой можно идти в суд: она соответствует ныне действующему уголовно-процессуальному кодексу. Понятно, что никто не пойдет, но любой из исследователей, историков, с которыми я встречался, говорил, что была произведена серьезная экспертиза мощей, и она еще раз подтверждает, что это очень древний святой. Был еще ряд методик, позволивших определить, что это святой XIII века. Молин освидетельствовал мощи порядка десяти святых, в том числе Арсения Коневского, это очень серьезный специалист.

Я с должным уважением отношусь к точке зрения любого человека, и вот современные историки говорят мне: «Ну, батюшка, этот святой был придуман в XVII веке». Зачем был придуман святой? Или наши почтенные историки, такие как Евгений Евстигнеевич Голубинский, к его феноменальному труду «История Русской Церкви» я отношусь с большим уважением, но он пишет, что, скорее всего, Антония Дымского как исторического лица не существовало.

Мне пришлось по крупицам собирать все данные: и данные раскопок, и подписи на иконах, любые упоминания об Антонии Дымском в житиях святых одной духовной семьи Варлаама Хутынского, житиях самого Варлаама Хутынского, чтобы понять, что же на самом деле происходило на Дымском озере и как там подвизался святой.

Дело в том, что в книге монаха Иоанна Егорова (о которой мы только что говорили) не было многих данных из жизни преподобного. Например, там не было даты его прихода в Хутынский монастырь, куда он пришел девятнадцатилетним юношей. Эту дату - 1225 год удалось установить, изучая списки жития Антония Дымского. Не было в этой книге и даты пострига Антония Дымского, потому что Варлаам Хутынский не сразу постриг Антония, но какое-то время испытывал его. Теперь появилась и эта дата - 1227 год и ряд других данных, которые были критически проверены и осмыслены в контексте истории Новгородского края, истории всей Русской Православной Церкви. А раз Антоний как один из самых духовно успешных иноков Хутынской обители в 1238 году был направлен послом к Вселенскому Патриарху по церковным делам и находился там пять лет, до 1242 года включительно, то пришлось обратиться к истории Византии того периода. Пришлось совмещать все эти данные, чтобы понять, какое монашество было в то время в Новгороде, какое в Византии и какой образ монашества преподобный принес оттуда.

Почему Антоний уходит на Дымское озеро? Потому что в Новгороде идиоритмические монастыри: храмы и кладбища общие, а все остальное у каждого из монахов свое, то есть в то время никакого общежития не было. Антоний приходит из Византии, где во всех монастырях общежития, а верх монашества - анахоретство, пустынножительство. Конечно, преподобный захотел пустынножития. Может быть, он даже и не хотел создавать свой монастырь, а просто, узнав, что его учитель заболел, вернулся в свой родной монастырь. В житиях Варлаама Хутынского сказано, что когда он начал строить второй храм, каменный после деревянного, на деньги немца из Любека Прокопия Устюжского, которого крестил и благословил подвизаться в Устюге (где он и подвизался 60 лет), то Варлаам тяжело занемог. Братия стала сильно волноваться и спрашивать:

Если ты умрешь, кто же будет игуменом нашим?

А он сказал:

Антоний будет игуменом, экономом душ и телес ваших.

Как же он может быть нашим игуменом, если уже пять лет, как его нет в монастыре?

И как только эти слова прозвучали, тут же прибежал церковный служитель, крича: «Антоний, Антоний вернулся!» Антоний появляется, вручает подарки, которые с ним прислали из патриархии, и в этот момент Варлаам Хутынский на смертном одре вручает ему свой собственный монастырь. Антоний становится игуменом и достраивает храм.

Возникает такой момент. Кто подвизался в монастырях-ктиториях? Очень часто там постригались люди состоятельные - бояре, тысячники. Например, был вынужден постричься новгородский боярин Вячеслав Пракшинич, потому что иначе его бы убили. А когда постригся, то вроде бы Вячеслава Пракшинича уже нет, а есть монах Варлаам, и его оставили в живых. Здесь и подвизались такие вынужденно постриженные монахи либо те, кто были пострижен в преклонном возрасте, дабы спокойно дожить до конца дней своих в монастыре. О каких духовных подвигах подобной братии можно было говорить? Они принесли в монастырь свой вклад, а Антоний Дымский, по всей видимости, был пострижен Бога ради, потому что, раз он писал жалованную грамоту Александру Невскому, значит, у него не было средств на основание монастыря.

Между этими ктиторами - иноками Хутынской обители возникает конфликт с преподобным Антонием, о чем пишется в краткой редакции жития Антония Дымского. Антоний не стал с ними спорить, просто помолился Господу, Божьей Матери и направился в абсолютно дикий край, куда не было никаких дорог. По всей видимости, он сел в лодку, спустился по Волхову до Ладожского озера, затем на девять километров от устья реки Волхов до устья реки Свирь, поднялся по Свири до устья Тихвинки, от устья Тихвинки - до устья реки Дымки, вытекающей из Дымского озера, и пришел в это место, которое со всех сторон было окружено болотами, а с южной его стороны находилось Дымское озеро. По всей видимости, как игумен, он знал об этом пустынном месте, находившемся во владении его Хутынского монастыря. И вот на эту землю он просит жалованную грамоту.

Может быть, преподобный Антоний хотел пустынножительства. Как говорят лицевые подлинники, он подвизался на острове - кургане, протянувшемся с юго-запада на северо-восток, его ширина в самой широкой части порядка 130 метров, длина - километр, а высота на 10 метров выше уровня воды Дымского озера. На этом кургане Антоний и созидает свой собственный монастырь. Днем преподобный работал, ночью находился в неустанной молитве, он был одним из первых исихастов. Как говорится в 3-й и 4-й песнях канона древней службы преподобному: «Он видел свет невечерний, был осиян трисолнечным светом». В 1852 году инспектор нашей Санкт-Петербургской духовной академии Кирилл Наумов, будущий епископ и руководитель миссии в Иерусалиме, написал новую службу Антонию Дымскому, потому что в ранней службе стихир не было, только канон, тропарь и кондак. Не было необходимости составлять всю службу, потому что существовали две памяти Антония Дымского: 30 января (17 января по старому стилю), в день памяти его небесного покровителя Антония Великого, и день успения преподобного приходился на 7 июля (24 июня по старому стилю) - рождество Иоанна Предтечи. Соответственно, в январе правится служба Антонию Великому как великому святому, и, естественно, 7 июля любой уставщик, даже в Антониево-Дымском монастыре, будет править службу рождества Иоанна Предтечи, а уже в дополнение к этим основным службам будет петься канон основателю монастыря, поэтому стихир и не было. Кирилл Наумов как раз и написал уже полную службу, которая была издана в 1865 году.

Появилось столько новых данных, что, наверное, имело смысл составить новое житие. После защиты моя магистерская диссертация была издана в 2014 году под названием «Житие преподобного Антония Дымского как достоверный исторический источник». Когда владыка Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав прочитал ее, то звучало много разных мнений, и спустя два года, в 2016 году вышла книжка «Житие преподобного Антония Дымского и история созданного им монастыря». Эта книга вышла уже по благословению нашего преосвященнейшего Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского. Тогда наш владыка благословил епархиальной комиссии по канонизации поставить вопрос об изменении дат жизни Антония Дымского. Надеюсь, что кандидатская диссертация, которую я буду скоро защищать, добавит аргументов, для того чтобы уже обратиться в нашу общецерковную комиссию по канонизации и навести порядок в нашем церковном календаре

Некоторые очень отрицательно относятся к тому, что я говорю, но я всегда отвечаю, что готов к полемике и готов выслушать иные аргументы. Аргументы, полученные из исторических источников, такие-то и такие-то, о них я и говорю. Пожалуйста, говорите, каковы ваши аргументы. Однако аргументов нет. Все дело в том, что вслед за изменением дат жизни Антона Дымского придется менять даты жизни Варлаама Хутынского, ведь это 50 лет разницы и надо тогда писать 1243 год, а не 1192 или 1193. Даже наши ведущие академики, исследователи истории Великого Новгорода Янин, Московский, Зализняк еще в 1992 году написали в очень авторитетном историческом журнале статью о вкладной грамоте Варлаама Хутынского - землях, которые он вложил в свой Хутынский монастырь, - и уже тогда они отказались от датировки 1192 годом и предложили 1211 год. Первое житие Варлаама Хутынского, обнаруженное исследовательницей Лосевой, датируется 1313 годом, и везде сказано, что, когда Варлаам был на смертном одре, вернулся Антоний, который принял после его смерти монастырь. И они называют этого Антония из первого жития Антонием Добрыней Ядрейковичем, который в 1211 году вернулся из Константинополя с Гробом Господним. В каком источнике есть эта дата? Ни в летописи, ни в житии ее нет. А 1243 год указан в летописях как год смерти Варлаама Хутынского и приход Антония Дымского на Дымское озеро. Есть также даты рождения и кончины Антония Дымского. Я готов к полемике, пожалуйста, высказывайте аргументы. Ведь в конце концов истина должна восторжествовать, мы не должны смущать верующих людей подобного рода датами.

Спасибо, отец Дмитрий, за то, что Вы провели такое серьезное исследование. В рамках оставшегося времени хотелось бы задать практический вопрос о паломничестве. Антониево-Дымский монастырь находится в Ленинградской области, как можно в него попасть и когда лучше приезжать?

Приведу один факт. В Юрьевом монастыре под Новгородом, некогда первоклассном, сейчас подвизается один или два монаха, в Антониево-Дымском - восемь. Это мужской монастырь, и восемь монахов - это очень много, плюс еще трудники и послушники. Но это абсолютно разбитый монастырский комплекс и в смысле архитектуры смотреть там нечего. Там только один храм и больше ничего, но в этом храме находятся подлинные мощи святого XIII века, святого, который был наверняка знаком с Александром Невским, раз он подвизался в Хутынском монастыре в 1240 году. В этом году Александр Невский разбивает ярла Биргера на Неве, а в 1242-м происходит сражение на Чудском озере. Этот святой был свидетелем стольких событий, и вот здесь в раке лежат его подлинные мощи.

Стены этого храма неоштукатурены, и народ заходит в него как в пещерный храм. Такая вот архитектура - и при этом благодать и молитва. Один батюшка служит у престола, один монах читает, поет - и всё, никаких хоров. Конечно, летом, на память преподобного, бывают тысячи людей. На Дымском озере прямо на водах стоит крест, в ста метрах от берега. Правда, это уже отдельная история. Вокруг этого креста на летнюю память преподобного обычно плавают люди, а бывает, что и зимой. В этом году я был в монастыре на Богоявление, и ночью приехали 500 человек. Это много, так как здесь глухомань, рядом нет никакой деревни, до Тихвина 17 километров, а люди идут и идут, и все говорят одно и то же: здесь благодать, здесь нам помогает преподобный.

Конечно, организуются массовые паломнические поездки: с нашего подворья, много других предложений в городе. Пожалуйста, приезжайте. Единственный момент: ввиду того, что у нас нет гостиницы для паломников, останавливаться надо будет в Тихвине, а днем можно приехать потрудиться, помолиться. Сейчас в преддверии теплого хорошего времени можно приехать в монастырь, помолиться и получить духовное отдохновение.

Само озеро тоже считается священным. Раньше было так: сначала молились у мощей преподобного, потом шли окунаться в озеро. Самое известное исцеление от молитв у мощей преподобного было в 1744 году, когда купец Ермолай Каликин помолился у раки преподобного, потом окунулся в Дымское озеро и был исцелен от страшной кожной болезни: он весь был покрыт проказой. По исцелении этот купец сначала пожертвовал два иконостаса, а потом в 1761 году построил в монастыре собор.

- Даст Бог, доберемся!

Это удивительное, замечательное место - древнейший монастырь, возникший раньше Тихвина. Преподобный Сергий Радонежский и плеяда его учеников, Кирилл Белозерский, Арсений Коневский, Александр Свирский - все это будет уже после Антония Дымского. Он один из первых святых нашей русской Северной Фиваиды.

Так и есть. Антония Дымского считают своего рода предтечей Тихвинской Божьей Матери. Исаакий Петрович Мордвинов, с 1911 по 1924 год работавший с архивом Дымского монастыря - который ныне утрачен и пока не обнаружен, - просматривая документы, писал в опубликованной в 1925 году книге, что Тихвин был поселением, где жили духовные чада Антония Дымского. Это были миряне, которые тем не менее окормлялись у преподобного, молились вместе с ним. Когда в эти места пришел Антоний, Тихвина еще не было, а потом возник посад, развился город, произошло явление Тихвинской иконы Божьей Матери: она на воздусех летит над Невом-озером, несколько раз останавливается на берегу и наконец в том месте, где сейчас стоит Тихвинский монастырь.

Удивительно, что и в наше время, когда мощи преподобного Антония были вновь обретены в 2001 году и короткое время находились в Успенском соборе Тихвина, до 2008 года, когда Антониево-Дымский монастырь учрежден как отдельный монастырь, и в этот период как раз была возвращена из Америки Тихвинская икона Божьей Матери. Преподобный Антоний - это предтеча Тихвинской Богородицы.

- Напоследок - Ваши пожелания нашим телезрителям.

Если, когда вы читаете что-то о церковных событиях, церковной истории, святых, вас что-то смущает: не совпадают какие-то даты, что-то кажется недостоверным, то это не потому, что не было какого-то святого или не происходили какие-то события. Святые были и события происходили, просто та книжка, которую вы взяли, не опирается на достоверные исторические источники. А жития святых являются достоверными источниками - это мое глубочайшее убеждение.

Отец Димитрий, хочу сердечно Вас поблагодарить за сегодняшнюю передачу, за то, что Вы познакомили наших телезрителей и лично меня с Антонием Дымским. Я увидел его как святого, которому, может быть, надо молиться, когда одолевает леность, потому что мы увидели, что он с раннего детства подвизался этим подвигом и никогда не давал себе отдыха.

Тогда ждем Вас в монастыре. Приезжайте.

Спасибо, как только будет возможность. Огромное спасибо, что пришли на эфир. Будем надеяться на дальнейшие встречи, возможно, после Вашей защиты мы сможем побеседовать еще.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Ксения Сосновская

Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф.16:24). Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого, преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6/19 ноября), постриг его в монашество.

С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу – преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания, никогда не опускал келейных правил и не пропускал церковных служб. Святой Антоний первый приходил в храм и последний уходил из него.

По преданию, преподобный Антоний по делам монастыря ездил в Константинополь. Во время поездки он посетил святые места. Через пять лет преподобный вернулся в свою обитель. Его приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой игумен благословил преподобного Антония быть вместо себя наставником братии и строителем монастыря.

Управляя Хутынской обителью, преподобный Антоний во всем соблюдал устав, оставленный преподобным Варлаамом. Он достроил и благолепно украсил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Примером своей подвижнической жизни и кротким наставлением преподобный Антоний наставлял братию в иноческом делании.

Всеобщая любовь и почитание тяготили святого подвижника. Со слезами он молил Бога и Пречистую Богородицу указать ему место уединенных подвигов. В скором времени преподобный Антоний оставил Хутынскую обитель и удалился в пустынное место в Дымских лесах, в 15-ти верстах от г. Тихвина. Недалеко от небольшого озера Дымского, среди глухих лесов преподобный устроил себе сначала малую кущу, а затем построил небольшую келию и выкопал пещеру для жизни зимой. Он с терпением переносил зной и холод, мужественно боролся с демонскими искушениями. Преподобный Антоний всячески избегал покоя: днем он трудился до изнеможения плоти, ночью стоял на молитве.

Когда место подвигов святого отшельника стало известно, к нему пришли иноки, ищущие уединенной жизни под духовным руководством опытного наставника. Постепенно Дымская пустынь заселилась боголюбивыми монахами. Так возник монастырь, игуменом которого стал преподобный Антоний. Иноки построили храм во имя преподобного Антония Великого с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Тогда же были построены келии, а через некоторое время – зимний (теплый) храм с трапезной во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Преподобный Антоний мудро управляя братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными.

В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом.

Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.

Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января – в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня – в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.

В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского.